Адров, Н. М. Геономия: наука о Земле : учебник / Н. М. Адров. – Мурманск : Издательство МГТУ, 2010. – 285 с.
Этические проповеди российских богоборцев нашли благодатную почву у самых выдающихся художников и мыслителей. Идеи толстовской всеобщей любви легла в основу его "истинной религии", настолько противостоящей позиции официальной церкви, что вскоре он был от неё окончательно отлучен. Противоположные трактовки этики и нравственности всегда способствовали общественному прогрессу, пока не переходили границы, за пределами которых всех ожидало неизбежное вооружённое противостояние. Рождающаяся в муках экологическая философия утверждает, что в XXI в. на смену пришедшим в упадок религиозным системам , базирующимся на теоцентризме как замаскированной форме антропоцентризма , придёт принцип социоэкоцентризма - благоговения перед природой в мире понятий, идей, идеалов, опережающих, согласно известному учёному, одному из основателей русской и американской социологических школ Питириму Александровичу Сорокину (1889-1968), всю человеческую практику. О положениях теорий, разрабатываемых Мальтусом (борьба за существование) и Марксом (экономический прогресс капиталистического способа производства), естественно, не в нашем, сугубо рациональном понимании, а в истолковании гениального литератора и гуманиста Льва Толстого: "Как ни безосновательны такого рода теории и как ни противны они всему тому, что известно человечеству и сознается им, как ни очевидно безнравственны они, - теории эти принимаются на веру без критики и проповедуются с страстным увлечением, иногда веками, до тех пор, пока не уничтожаются те условия, которые они оправдывают, или не сделается слишком очевидной нелепость проповедуемых теорий". Несмотря на осуждение материалистического рационализма, автор "Войны и мира" ещё рационалистичнее и более глобально, выделил религиозную, вернее было бы сказать, верификационную часть науки, определив её негативную роль в историческом развитии общества и опустив, естественно, щекотливый вопрос об успешном человеческом, не без участия дьявола, противостоянии высшим силам (диалектика противостояния бога искусства и дьявола науки). Здесь мы встречаемся ещё с одним примером столкновения словесных формул, в отличие от формул точных наук не поддающихся простому анализу или адекватной экспериментальной проверке, подобной принятым в естественных науках. Но попытки применения неких строгих оценок в гуманитарных науках всегда 406
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz