Адров, Н. М. Геономия: наука о Земле : учебник / Н. М. Адров. – Мурманск : Издательство МГТУ, 2010. – 285 с.
технологических решений, направленных на прогрессивные изменения в обществе. Французский писатель, филолог и историк Эрнест Ренан (1822-1892) полагал, что "религией будущего будет гуманизм , то есть культ всего того, что относится к человеку, всей его жизни, освящённой и получившей нравственную ценность". У индийского мыслителя и поэта Джилду Кришнамурти (1895-1986) на этот счёт была ещё более приземлённая и очеловеченная точка зрения: "Все ритуалы, все боги изобретены мыслью. То, что создает мысль, не священно. И все поклоняемся, хотя и бессознательно, себе". Диаметрально противоположное отношение к связи, а вернее к сложному, иногда довольно мирному, противостоянию религии и науки мы видим у русских философов. Один из выдающихся их представителей И. А. Ильин был уверен, что: "Мир полон чудес Божиих - вот древняя мудрость, которая не увянет во веки веков. Никакие научные исследования и открытия не отнимут у неё ничего; они только возобновят её с новою силою. Так было и так будет...". А как всё-таки представляют себе круговорот духовной субстанции представители вероисповеданий? С точки зрения Будды, человек, познающий истину, должен подавлять в себе все чувственные ощущения. Стремящийся к Абсолюту принимает смерть как желанную и необходимую ступень к Идеалу, однако посмертная судьба человека зависит от его земной жизни. После смерти душа распадается на сканды, чтобы при следующем воплощении переконструироваться в новую душу, и чтобы уйти в нирвану, следует постараться с помощью праведной жизни прервать цепочку превращений, являющихся нежелательными. Бог христианской религии сотворил человека нетленным, но через зависть дьявола божьи творения Адам и Ева стали смертными. Телесная смерть теперь приходит, когда улетает душа, духовная смерть заключается в том, что под давлением грехов бессмертная душа лишается духовного света, радости и блаженства и остаётся в состоянии мрака, скорби и страдания. Исполняющие волю Аллаха два ангела, Мункар и Накир, проводят дознание умерших мусульман, чтобы в судный день предстать перед Богом, а неверные лишены этих привилегий и вкушают наказание пожара. Очевидно, что в любом случае воображение человека склонно, как, впрочем, в биогеохимическом направлении науки, оптимистически результативно оценивать свою жизнь, 404
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz