Адров, Н. М. Геономия: наука о Земле : учебник / Н. М. Адров. – Мурманск : Издательство МГТУ, 2010. – 285 с.

людьми так несерьёзен, а порой и на руку нечист, что похоже - не религиозен, а возможно - даже атеист" (Игорь Губерман). Иммануил Кант считал религию внутренним законом каждого и потребностью к познанию Бога. Господство нравственного миропорядка , по Канту, превращает идеал церкви, которой великий философ отдавал должное, в эмпирически объяснимые формы, выступившие в истории. Прозорливый учёный полагал, что гибель всего сущего может произойти под воздействием естественных, сверхъестественных и противоестественных причин, последние из которых "мы вызовем сами вследствие неправильного понимания конечной цели" - то, что в народе связывают с дорогой в ад, вымощенной благими намерениями. Модернизированным вариантом кантовского идеала религии в пределах одного только разума является идеал философской веры одного из основателей экзистенциализма , выдающегося немецкого философа, психолога и психиатра Карла Ясперса (1883-1969). Философская вера рассматривается им как прафеномен и религии, и науки. Философ считал главной опасностью XX века ввергающий человечество в революции и войны тоталитаризм. Чтобы спастись, необходимо возобновить связь с осевым временем , возвращаясь к прошлому, подыскивая новые методы возвращения "неизменно утрачиваемой и вновь обретаемой истины". Крайняя умозрительность позиции Ясперса и статичность его "осевого времени" несмотря на последовательность "философской веры" автора пришлись не по вкусу JI. Н. Гумилёву, который утверждал, что "осевое время" не единственно в истории, а повторяющаяся "возрастная болезнь" всех крупных процессов этногенеза". Как видим, стоит только перейти к фактам, в данном случае представленным основателем этнологии, как философские понятия становятся околонаучными и, в общем-то, религиозными. "Гностики, буддисты-махаянисты, манихеи - вот истинные предвозвестники теории К. Ясперса", причисляемого автором пассионарности к "откровенным атеистам". Изначальный смысл религии, по-видимому, действительно был абсолютно тождественен науке (с точки зрения структуралиста К. Леви-Строса, мифологическое и научное мышление подчинено одной и той же логике), поэтому латинское religare означает связывать, и, естественно, искать связь между наблюдаемым в природе и обществе и формализовать её на своем специфическом языке - с точки зрения интеллекта занятия абсолютно Н.М.Адров. Наука о Земле геономия 401

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz