Адров, Н. М. Геономия: наука о Земле : учебник / Н. М. Адров. – Мурманск : Издательство МГТУ, 2010. – 285 с.

но представляет собой лишь определённый этап развития любой цивилизации, каждая из которых уникальна. В работе "Столкновение цивилизаций" американский политолог С. Хантингтон, выделивший западную, конфуцианскую, японскую, исламскую, православно-славянскую, латиноамериканскую и другие цивилизации, пришёл к убеждению в том, что главным фактором, идентифицирующим каждую из них, является религия. Несхожесть религий оказалась, с его точки зрения, важнее различий языков, культур, традиций и других исторических атрибутов достаточно крупных объединений людей. Каждая религия имеет свою доктрину - формально выраженную систему взглядов, позволяющую рационально использовать её в проповедовании и для полемики с другими конфессиями. В 50-60-х годах XX в. сформировалась во многом несогласная с предшествующими направлениями школа гуманистической психологии, принципы которой предложил американец Абрахам Маслоу (1908-1970) и которую можно считать неким шагом от биосферной трактовки человечества к ноосферной. Во весь свой огромный рост вставшая в ядерный век проблема смысла жизни наиболее здраво и профессионально была решена основателем Третьей Венской школы психотерапии Виктором Франклом, близким к гуманистическому направлению психологии. Выход из негативного отношения к смыслу жизни автор логотерапии (особое направление в психокоррекции , помощь человеку в обретении смысла жизни) видит в переходе личности от эгоистического самокопания к альтруистической самоотдаче другому человеку или обществу, при этом смысл жизни существует объективно. То есть можно сказать, что аксиома существования смысла жизни является догматом новой религии, спасающей человека от пессимистических воззрений на существование. Нравственный опыт пребывания в страшных по своей безнравственности и жестокости фашистских концлагерях стал для Франкла самым убедительным аргументом правильности его восприятия жизни. Как психотерапевт, в качестве одного из способов избавления от "комплексов", он проповедовал принцип парадоксальной интенции , в котором немаловажную роль играет юмор - форма свободы, аналогичная парадоксальному, но спасительному героическому поведению личности, коллектива и даже целого народа в экстремальных ситуациях. Эволюция сознания происходила на основе актов поведения, которые можно назвать абсурдными с точки зрения всех 394

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz