Адров, Н. М. Геономия: наука о Земле : учебник / Н. М. Адров. – Мурманск : Издательство МГТУ, 2010. – 285 с.

некогда трактовка физических законов была мифологической, выполнению законов развития и преобразования ноосферы приписываются волевые решения сверхъестественных сил. Познание и практическое использование этих законов началось в первых объединениях человека, как использование и познание первого начала термодинамики ещё в пещерный период эволюции, когда даже о самом примитивном формулировании какого-либо известного нам научного закона не могло быть и речи. Но подобно тому, как разум помог человеку сформулировать законы физики и использовать их для производства материальных благ и самоуничтожения, он найдёт рациональные формы выражения законов разума, в настоящее время существующие в виде общечеловеческих правил нравственности. Особое место в революционном по содержанию процессе эволюции общественного сознания занимает XX столетие: "век значения народных масс... Огромное значение демократических и социальных организаций трудящихся, интернациональных их объединений, и стремление к получению максимального научного знания не может остановиться... Это столь же необходимая предпосылка ноосферы, как и творческая научная работа" [Вернадский, 2000, с. 365]. Оптимистические слова, сказанные в адрес человечества, в настоящее время не для всех достаточно убедительны, особенно если привести примеры кровавых межгосударственных конфликтов и очень взрывоопасной международной обстановки и обоюдного террора, с которыми человечество вошло в третье тысячелетия от Р.Х., которое пророчески называют Тысячелетием океана, потому что в океаносфере сосредоточены потенциалы энергии и массы, которые могут послужить спасательным кругом для человечества, поскольку они представляются неисчерпаемыми по крайней мере в течение ближайших 5 млрд лет, пока Солнце не истратит весь запас водорода. Проблема выживания человечества, которую частично можно отнести к разряду гуманитарных, давно стала предметом обсуждения существующих цивилизаций и единого их образца в контексте будущего исторического развития. В наше время сложились две концепции : всемирно-историческая (единый всемирный прогресс, приводящий к наиболее совершенной системе единой глобальной цивилизации по типу евроцентризма , предложенного официальной западной философией истории) и культурно-историческая. Вторая выступает против эталонов первой и отрицает иерархию культурно-исторических типов, причем прогрессизм остается в силе, Н.М.Адров. Наука о Земле геономия 393

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz