Адров, Н. М. Геономия: наука о Земле : учебник / Н. М. Адров. – Мурманск : Издательство МГТУ, 2010. – 285 с.

материальных источников неорганической среды. Однако, по мнению Камшилова: "Величайшее открытие нашего века - освобождение энергии атома - представляет собой новый источник нарушения биотического круговорота. Повышенная радиоактивность среды увеличивает темп мутационного процесса , ведущего к разрушению важных, тысячелетиями складывающихся, наследственно значимых структур клетки. Перед человечеством вырисовывается угроза голода, самоотравления, разрушения биологической основы наследственности". По словам другого авторитетного специалиста, пионера экспериментального моделирования трансформации материи из неживых форм в живые: "... при переходе от века паровых машин к веку связи и управления, прообразом живого существа становится электронная и вычислительная машина, учение о питании уступает место физиологии высшей нервной деятельности, а энергетика сменяется кибернетикой - наукой о способах восприятия, передачи, хранения, переработки и использования информации управляющими устройствами независимо от конкретной материальной природы этих устройств, от того, построены они "из металла или из плоти", т. е. являются машинами и организмами" [Опарин, 1968]. Чтобы обеспечить свое будущее, человечеству предстоит смена нравственных принципов , подобная той, которая существовала в период перехода норм поведения неоантропов к принципам человеческой морали. Сейчас у человечества нет времени для стихийной естественной перестройки, ему можно надеяться только на субъективный разум "Учителя" - нового, созданного самой Природой разума, института по воздействию на общественное сознание, психику человека, восприимчивость семьи, школы, всей общественной среды, всех видов трудовой деятельности и творчества. Творчество , как положительное эмоциональное состояние, служит стимулом развития науки и культуры. Известный психологический термин "надсознательное", характеризующий мозг как источник открытий, идентичен сверхсознанию - понятию, предложенному К. С. Станиславским для определения высшего этапа творческого процесса. Таким образом, мы наблюдаем ещё одну параллель между разными видами формализации, объединенными одинаковыми принципами работы сознания, которое осуществляет логический выбор плодотворных гипотез-озарений. Законы разума - такая же объективная реальность, как и законы физики, и так же, как 392

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz