Адров, Н. М. Геономия: наука о Земле : учебник / Н. М. Адров. – Мурманск : Издательство МГТУ, 2010. – 285 с.

В эволюции выигрывают те виды, которые сумели достичь оптимального компромисса между эффективностью использования внешней энергии и риском быть подверженным случайностям, связанным с усложнением системы. Наряду с определениями Homo sapiens (человек разумный) Homo faber (созидающий), Homo loguens (говорящий), Homo sociologicus (социологический), Homo psychologicus (психологический), Homo agens (действующий) и др., существует понятие Homo ludens - человека играющего. В данном случае, можно сказать, что правила игры и устанавливают отбор - одно из величайших открытий Ч. Дарвина. В процессе эволюции высшей нервной деятельности качественно усовершенствовался механизм памяти, первичной формой которой был генетический код : бесконечно долгое индивидуальное существование переросло в необходимость изменчивости в процессе мутагенеза. Информация, потеряв жёсткую, как в случае условного рефлекса, связь с конкретным действием и став, казалось бы, бесцельной, начала заготавливаться впрок. Появились новые формы памяти, связанные, в частности, с обучением (делай как я) - это был ещё один выигрыш природы и новые усложнения организации живого вещества. В принципе, появление разума связано с тем, что решающим фактором стали не условия гомеостазиса (от гр. homoios - тот же; stasis - стояние; по выражению Клода Бернара, гомеостаз - это постоянство внутренней среды) сами по себе, а субъективные представления об их условиях и способов их реализации (или достижения). За возможность принятия нетривиальных, более того, парадоксальных решений живым существам пришлось расплачиваться увеличением риска сделать ошибку - неправильный выбор. Нашему виду человека разумного помогли выжить только нетривиальные решения, по сути декларирующие парадоксальный "неправильный" выбор. Парадокс и потребность в новой, идущей наперекор традиции идеологии выводил представителя ноосферы за рамки правил поведения, выработанные биосферой. Только человек мог позволить себе роскошь отступить от железных правил своей первичной биологической природы и даже пожертвовать собой не ради собственного потомства, как это иногда случается с некоторыми видами животных, но и для посторонних членов сообщества и даже исходя из каких-то своих привязанностей и фантазий. Жертвенность, доходящая до сознательного 384

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz