Адров, Н. М. Геономия: наука о Земле : учебник / Н. М. Адров. – Мурманск : Издательство МГТУ, 2010. – 285 с.
деспотизма и аристократизма" по отношению к человечности и человеку разумному. Современная наука относит Homo sapiens к семейству людей, подотряду человекообразных обезьян отряда приматов. Первые приматы появились около 70, а человекообразные обезьяны - 34 млн лет назад. ДНК человека и современных низших обезьян отличается всего на 10 %, а аналогичные сравнительные показатели таких видов, как шимпанзе и горилла уменьшаются до 2,5 %. Тем не менее, для всех очевидно громадное преимущество человека перед самыми высшими представителями млекопитающих. Выделяют три черты, присущие только человеку: исключительная полиморфностъ (от гр. polymorphos - многоформенный) при единообразии генетического материала (более 100 полиморфных систем обеспечивают человеку генотипическую индивидуальность), накопление и передача индивидуального опыта последующим поколениям (культурное наследие) и способность к конструктивной коллективной деятельности. Развитие языка, давшего возможность накоплению не только эмоциональной, но и формализованной с помощью материальных носителей языковой речи информации, помогло формированию структуры сообществ, отличающихся от прежних тем, что появилась культурная специализация , не связанная генетическими узами и меняющаяся с развитием культуры - пространства языка, искусства, религии, науки, мифологии, совместной производственной и бытовой деятельности людей. Появление говорящего человека связывают с направленно качественным сдвигом (бифуркацией), знаменующим переход биосферы в ноосферу - то, что в религиозном быту называется пути господни неисповедимы. Термин бифуркация получил широкое применение в различных дисциплинах; изначально (от лат. bifurcus - раздвоение) он употреблялся для характеристик разветвления реки на два рукава, вилообразного раздвоения органов, например, трахеи на два бронха, аорты на две подвздошные артерии и пр. Придуманные вместе с устной речью синтаксические знаки, служащие связующими звеньями символов, создали важнейшие предпосылки для развития знакового формализма и формализованного мышления. Носителем и хранителем языка стало общество, благодаря которому родилось новое социальное сознание , отличное от животного. В этом смысле становится 370
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz