Адров, Н. М. Геономия: наука о Земле : учебник / Н. М. Адров. – Мурманск : Издательство МГТУ, 2010. – 285 с.
происхождения, истокам, структуре и функционированию, а образы, мысли, ощущения и идеи - это отдельные моменты целостных рефлекторных актов, в них психика играет высшую регулирующую и сигнальную роль. Целесообразность в исследовании природы живой материи сблизила человека с окружающими его другими обитателями Земли, человек перестал быть существом особого рода. Первым, кто сделал решительный шаг в сторону сближения психики человека и животных стал Ч. Дарвин, идеи которого сыграли свою решающую роль не только в биологии, но и во всех других научных дисциплинах. Младшие современники Дарвина, американские геологи Джеймс Дэна и Джозеф Леконт считали, что эволюция живого вещества происходит в направлении цефализации (от гр. kephale - голова; перемещение основных органов чувств и нервных центров в передний конец тела, которое привело к обособлению головы; степень цефализации зависит от структурной сложности организма и его образа жизни), по Дэна, и вступает в психозойскую эру - по Леконту. О том, что живые организмы являются производителями горных пород, писал ещё в 1802 г. Ж. Б. Ламарк в своей "Гидрогеологии". Более века спустя, известный геолог Алексей Петрович Павлов (1854-1929) в последние годы своей жизни тоже говорил об антропогеновой эре , преобразующей географическую оболочку благодаря колоссальным завоеваниям современной техники. Русскому естествознанию всегда была близка точка зрения на Человека, с одной стороны как участника некоего нерукотворного единого целого, неотделимого от окружающего мира, с другой - как члена родственного биологического сообщества со всеми его физиологическими и психологическими формами существования и взаимодействия с окружающим миром. Например Иван Михайлович Сеченов стремился изучать человека в единстве его физиологии, психики и среды обитания, будучи уверенным, что все внешние проявления мозговой деятельности могут быть сведены к мышечному движению В эмоциональной атмосфере национального русского космизма , как называли умонастроение, взращённое на идеях "Общего дела" философа Н. Ф. Федорова, В .И. Вернадский создал единое и стройное учение о переходе биосферы в ноосферу. Человек, по Вернадскому, произвёл новые формы материального мира, в миллионы раз ускоряя все процессы развития, протекающие до его появления на Земле. Современные космисты 368
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz