Адров, Н. М. Геономия: наука о Земле : учебник / Н. М. Адров. – Мурманск : Издательство МГТУ, 2010. – 285 с.

Наиболее рациональные, с современной точки зрения, если не сказать механистические, попытки соединения материального и духовного отмечаются в европейском XVII веке. Принципиальный дуализм в отношениях души и тела отмечал Рене Декарт (1596-1650), при этом мыслить могут лишь люди, животные не мыслят, ведь они бездуховны. Фундаментальными источниками интуиции, как главного критерия истинности, являются картезианские (Картезий - латинизированный вариант фамилии Декарта) врождённые идеи , основанные на понятиях числа, бытия, бога. Идеи, питающиеся чувственным опытом, по Декарту, не могут быть всегда достоверными. Французский мыслитель, ко всему прочему, выработал два очень важных правила научной работы, которые и нам не следует забывать: 1) идти от простого к сложному, 2) познавать целое посредством деления его на возможно большее число частей, т. е. теперь уже идти в другую сторону - от анализа (сложного) к синтезу (простому). Психологию посетили и математические идеи XVII в., исходившие от Готфрида Лейбница. Он сравнил психическую деятельность с интегрированием сложного взаимодействия сознательного и бессознательного, введя последнее понятие в научный обиход, разграничив также перцепцию (неосознанное восприятие) и апперцепцию (осознанное восприятие, включающее в себя внимание и память). В XVIII в. появляются два философских направления, предопределившие развитие психологии по направлениям эмпиризма (приоритет опыта над знанием) и сенсуализма (преобладание чувственного познания над рациональным). Благодаря английскому философу Дж. Локку (1632-1704) возникает понятие рефлексии как способности души к самоанализу и самопознанию (по Локку это значит рассматривать саму себя на расстоянии, "делать себя предметом своего собственного наблюдения") и вводится в оборот термин ассоциации - универсальном механизме приобретения опыта. Достижения в области физиологии - открытие англичанином Ч. Беллом и французом Ф. Мажанди чувствительных и двигательных нервных волокон - на рубеже XVIII и XIX вв. окончательно решают проблему рефлекса как материального, биологического акта. Но сложные психические явления не поддаются пока объяснению. Выход предложил И. М. Сеченов в книге "Рефлексы головного мозга", согласно которой все акты сознательной и бессознательной жизни человека являются рефлексами по способу Н.М.Адров. Наука о Земле геономия 367

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz