Адров, Н. М. Геономия: наука о Земле : учебник / Н. М. Адров. – Мурманск : Издательство МГТУ, 2010. – 285 с.

другого: поставь себя на его место), к самонаблюдению и г) различной степенью (уровнями) ясности, которые диагностируются самоотчётами от сосредоточенности до потери предмета мысли. Самосознание - венец осознания человеком существующей действительности. Большинство отечественных психологов отрицает заданность структуры сознания: по JI. С. Выготскому, основным принципом деятельностного подхода является интериоризация , то есть перенос внешних действий во внутренние. А. Н. Леонтьев отмечает формирование внутреннего плана в онтогенезе , при этом на ранних его этапах сознание существует лишь в форме психического образа при отсутствии внутренней деятельности, когда же последняя возникает, она становиться предметом сознания. Самосознание, помимо отражения и познания внешнего мира, то же самое производит со своим индивидуальным внутренним миром, к тому же бывает способно критически его оценивать. Первый научный трактат "О душе" предложил Аристотель (384-322 до н. э.). Душу он определил как сущность тела человека, и главным образом материального его посредника, лишь часть души, абстрагирующей всё увиденное, услышанное и прочувствованное бессмертна. Произведение аристотелевского мудреца, образ которого предлагается в учении родоначальника всех наук, продвигаясь по лестнице абстракций, приближается к божественному и становится бессмертным, обретая, как бы выразились наши современники, теоретическую материализованную форму. Вера во всеобщую одухотворённость мира получило название анимизма (от лат. anima - дух, душа). Следующие за анимизмом натурфилософские попытки истолкования души были связаны с тремя основными материалистическими началами: водой, воздухом и огнём. Последний представлялся носителем души, а его проявлению приписывались функции движения - что-то вроде сочетания потенциальной и кинетической энергии. Альтернативное идеалистическое объяснение душевных явлений предложил Платон, поместив в голову разум, в грудь - мужество, в брюшную полость - вожделение. Впоследствии средневековая церковь наложила запрет на зарождающуюся науку психологию (название науки о душе появилось в XIV-XVI вв.), который просуществовал до XVII в. 366

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz