Адров, Н. М. Геономия: наука о Земле : учебник / Н. М. Адров. – Мурманск : Издательство МГТУ, 2010. – 285 с.

H.М.Адров. Наука о Земле геономия количеством силикатных частиц мантии. Затем за счёт радиогенной энергии вещество начало плавиться, и дифференциация приняла ещё одну, экзогенную форму. Когда-то лорд Кельвин, исходя из теории охлаждения Земли, оценил возраст нашей планеты в 40 млн лет, чем потряс воображение современников, которые исчисляли время жизни ничтожной по космическим меркам «колыбели разума» всего лишь тысячелетиями. В конце 20-х годов XX в. появилась цифра I,7 млрд лет, выросшая до 3,5 млрд к концу 30-х. "Старение" нашей планеты продолжалось по мере применения новых, более точных методов исследования Земли, теперь оно значительно перевалило за 4 млрд. Количественные оценки необъятных периодов времени, представленные выше, и реальные космические расстояния трудно вообразить, но если принять время образования галактики за условные 100 лет, то Солнце образовалось 25, а Земля - ровно 20 лет назад, динозавры появились лишь в последнем году вышеупомянутого 20-летия, первый человек - менее 2 суток назад, а продолжительность нашей эры оказывается равной 5 минутам. Даже самая продолжительная жизнь человека на этом фоне будет чуть превышать 0,1 секунды, а вся история цивилизации уложится в 1 час. Следует отметить, что существуют и иные, довольно радикальные и, можно сказать, отрешённые от представленных выше взглядов, точки зрения на проблемы космоса, жизни и живой материи: "Не считая логически обязательным допущение начала жизни и отражения в геологических явлениях космических стадий планеты, в частности существования для неё когда-то огненно-жидкого или газообразного состояния, автор выбрасывает их из своего круга зрения" [Вернадский, 1967, с. 224]. Но количественные оценки грандиознейших периодов существования Вселенной и Солнечной системы по сравнению с историей цивилизации оказывают сильное влияние на интеллект, пытающийся через научное познание бытия и небытия показать смысл жизни или его отсутствие. Интеллекту человека в конечном итоге присущ оптимизм, поэтому он вынужден прибегать к достижениям искусства, с точки зрения науки представляющим иллюзии художественного содержания. Творческий гений человека создал понятие духовности бытия и инобытия. Последнее основано на бессмертии души и разума и стало предметом религии как формализованном воплощении веры. Своеобразной «метрологической» базой религии является популярность художественных 35

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz