Адров, Н. М. Геономия: наука о Земле : учебник / Н. М. Адров. – Мурманск : Издательство МГТУ, 2010. – 285 с.

Вертикальный разрез водной массы, представленной пересечением эквипотенциальных (пунктир) и изобарических (сплошные линии) поверхностей на верхней части рисунка, и динамические изобаты, представляющие собой линии пересечения эквипотенциальными поверхностями данной изобарической (рп) поверхности. Океан , в котором изобарические и изостерические поверхности параллельны, называется баротропиым (о баротропности и бароклинности атмосферы мы уже говорили в предыдущей главе), а в котором эти поверхности пересекаются - бароклинным. Именно в последнем возникают плотностные течения. Угол между изобарическими и изостерическими поверхностями определяет интенсивность циркуляции. Эти два вида поверхностей, пересекающих друг друга под различными углами, стремятся стать параллельными, то есть установить равновесие. Чем больше угол, тем энергичнее стремление толщи воды к равновесию. Если построить разрез водной толщи, пересекаемый изобарическими и изостерическими поверхностями, то можно увидеть большое количество параллелограммов, по числу которых на единицу площади разреза можно судить о скорости движения воды. Эти параллелограммы Вильгельм Бьёркнес назвал соленоидами. Соленоиды Бьеркнеса на пересечении изобарических и изостерических поверхностей вертикального океанологического разреза водной толщи Единицы измерения давления, используемые для 5 2 расчётов, ранее выражались в барах (1 бар =10 н/м ). 2 -5 Теперь эта единица заменена паскалем: 1 Па = 1 н/м = 1 0 бар. Величина среднего атмосферного давления, составляющего 760 мм рт.ст. равна 1013,3 Па т. е. приблизительно 1 бар. Важнейшей практической проблемой расчёта течений динамическим методом является выбор нулевой поверхности , то есть того глубинного отсчётного горизонта, на котором движение воды отсутствует. Обе рассмотренные системы плоскостей наклонены к эквипотенциальным (или иначе изопотенциальным, уровенным) поверхностям, которые всегда горизонтальны (нормальны линии отвеса). Как показал классик отечественной 250

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz