Адров, Н. М. Геономия: наука о Земле : учебник / Н. М. Адров. – Мурманск : Издательство МГТУ, 2010. – 285 с.

§ 8.4. ВОЗДУШНЫЕ МАССЫ Карты абсолютной барической топографии или, сокращённо, АТ, применяемые синоптиками как наиболее удобные в работе, очень похожи на карты изобар, но отличаются тем, что отражают положение высот отдельных, наиболее показательных изобарических поверхностей. Теперь главными линиями становятся не изобары, а изогипсы (каждая изогипса АТ является и некоторой изобарой и наоборот). Главным изобарическим поверхностям (помимо 1000-миллибаровой, находящейся на уровне моря) 850, 700, 500, 400, 300, 200 и 100 мб соответствуют округлённые значения высот 1,5; 3, 5, 7, 9, 12 и 16 км. В одном частном случае карты изобар и карты АТ совпадают - если у каждой изобары на уровне моря написать её высоту, то изобарическая карта превратится в карту АТ изобарической поверхности 1000 мб. Если составляются карты относительных высот одной изобарической поверхности над другой, то такие карты называются картами относительной барической топографии, сокращённо, ОТ. Карты АТ и ОТ стали регулярно составляться в 1930-х годах. Идею метода и технологию вычислений дал известный нам Вильгельм Бьёркнес, разработку методологии продолжили советские учёные В. А. Бугаев, X. П. Погосян, Н. В. Петренко и др. Бьёркнес же в 1912 г. для точного определения положения самих поверхностей уровня предложил рассчитывать особую величину - геопотенциал (иначе - потенциал силы тяжести). Физический смысл геопотенциала заключается в том, что он определяется величиной работы, которую надо затратить, чтобы единицу массы воздуха переместить с уровня моря в данную точку. При определённых упрощениях геопотенциал единичной массы будет численно совпадать с её геометрической высотой. Замена высоты геопонциалом, помимо принципиального значения, приводит к упрощению многих вычислений, освобождая от необходимости каждый раз учитывать ускорение силы тяжести. Термобарическая карта , на которую нанесены изогипсы, изобары, линии изобарической температуры, даёт возможность отыскивать и оценивать состояние фронтальных зон , а также определять термическую адвекцию , т. е. изменения температуры над различными районами, обусловленные притоком более холодного или более тёплого воздуха. 220

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz