Адров, Н. М. Геономия: наука о Земле : учебник / Н. М. Адров. – Мурманск : Издательство МГТУ, 2010. – 285 с.

осадочного материала в процессе разрушения материнских пород, седиментогенез - перенос осадочного материала, диагенез - преобразование осадка в осадочную горную породу, катагенез (от гр. kata - сверху вниз) - изменение погружающейся вглубь породы под действием высокой температуры и давления, метагенез - дальнейшее преобразование состава пород при их погружении. В середине XX столетия оформилась концепция Н. М. Страхова, суть которой состояла в выделении четырёх типов литогенеза : гумидного (от лат. humidus - влажный), аридного (aridus - сухой), ледового и вулканогенно­ осадочного , каждый из которых формировался только в определённых физико­ химических условиях выветривания, денудации (от лат. denudation - обнажение - разрушение горных пород, приводящее к выравниванию рельефа вследствие переноса частиц с более высоких гипсометрических уровней на более низкие), существенных изменений параметров окружающей среды (температуры, влажности, солёности, течений), сопровождающих перенос и отложение минералов. Благодаря целостному экзогенно-эндогенному представлению было установлено географическое размещение климатических зон в палеозое, мезозое и кайнозое, выявлены особенности литогенеза на тектонических участках континентов, исследована периодичность литогенеза в ходе геологической истории [Резанов, 1998, с.70]. Оказалось, что пространственная структура литогенеза определяется прежде всего климатической зональностью. В северном и южном полушариях выделены две ледовые, две умеренные, две аридные зоны и одна общая - экваториальная. Школой Страхова определены условия терригенного, вулканогенного и биогенного осадконакопления. Земная кора, вся твёрдая периферийная сфера Земли (сокращенно перисфера) - это всего лишь пограничная зона, тонкая плёнка, представляющая конечный продукт взаимодействия глубинных планетарных и внешних космических процессов. Таким образом, односторонняя тектоническая оценка динамики погранзоны привела к неучёту малых диссипативных сил, которые в геологической истории Земли приводили к существенным эффектам в верхних этажах перисферы и так называемой "нелинейности" геодинамики. По мнению специалистов, учебники по геологии и геофизике, как правило, дают лишь сумму фактов и их интерпретацию, но не содержат целостного взгляда на мир Земли и планет, Солнца и Космоса [Орлёнок, 1989]. Например, 174

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz