Адров, Н. М. Геономия: наука о Земле : учебник / Н. М. Адров. – Мурманск : Издательство МГТУ, 2010. – 285 с.

американский конструктор сейсмографов и музыкальных инструментов, подтвердил это своими наблюдениями. В целом, литосфера представляет собой верхнюю твёрдую оболочку Земли, постепенно, по мере увеличения глубины переходящую в нижележащую вязкую пластичную астеносферу (от греческого asthenis - слабый). Помимо земной коры, в неё включают часть верхней мантии. Мощность литосферы колеблется от 50 до 200 км на континентах, а под дном океана она составляет всего лишь около 10 км. По несколько иным оценкам, в которых используется понятие литосферы как наружного твёрдого покрытия Земли, в континентальной части нашей планеты земная кора может быть разделена на три оболочки: 1) километровая осадочная толща , 2) слой гранитных пород толщиной около 15 км, 3) 20-километровой толщины базальтовые породы (названия гранитный и базальтовый не следует понимать буквально, они показывают лишь, что эти слои сложены породами по плотности близкими гранитам и базальтам). Границей между гранитами и базальтом служит поверхность Конрада (глубина залегания 5-35 км), а между базальтом и мантией, как мы уже знаем из Гл. 2, - граница Мохоровичича (глубина резкого изменения скоростей продольных сейсмических волн с 6,7-7,6 до 7,9-8,2 км/с), под которой находится мантия Земли (скорость волн в рыхлом слое 2,2 км/с, в граните - 5,5-6,0 км/с). Мощность земной коры океанов, в среднем около 7 км, значительно меньше, чем на материках (40 км на равнинах и 80 - в горных районах). Земная кора под океаном отличается почти полным отсутствием гранитного слоя и гораздо меньшей толщиной базальтов. В этом состоит диссимметрия не только поверхности нашей планеты, но и строения её литосферы, её недр. Таким образом, средняя мощность земной коры в данном случае составляет 17 км, континентальной её части - 35, а океанической - 5 км. Нижележащая мантия примерно в 170 раз мощнее. Отсюда можно себе представить пропорции той "тверди", по которой мы ходим и вынуждены бываем её покидать в течение жизни для перелётов средствами аэрофлота и переездов в метро, а в конце неё - для вечного покоя. 172

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz