Адров, Н. М. Геономия: наука о Земле : учебник / Н. М. Адров. – Мурманск : Издательство МГТУ, 2010. – 285 с.

лет излагал свое учение) была надпись: "Не геометр, да не войдёт". Появление в наше время в нашем сознании объективных законов физики и химии, выраженные в математической форме, рождают попытки синтезировать специфические научные направления, согласно которым наука о Земле находится в стадии интеграции и должна привести к геономии , объединяющей геологию, геофизику и геохимию, которая пока не нашла какого-либо должного признания. И. В. Круть [1978] справедливо считал, что эта наука должна охватывать все отрасли знаний о нашей планете. Ещё одна синтетическая наука, о которой размышляют учёные, получила название натурсоциологии , исследующей законы управления взаимодействием человеческого общества с природой. Для выяснения причин эндогенных (от гр. endos- внутри) процессов было предложено направление, названное геодинамикой [Пущаровский, 2005]. В отличие от геономии оно синтезирует лишь некоторые аспекты геологии, геофизики и геохимии, для того чтобы объяснить, как и почему меняется лик Земли под воздействием внутренних сил, рождающихся в недрах нашей планеты. Постановка задач Науки о Земле, безусловно, требует объединения дисциплин по принципу, который особенно ярко проявляется во взаимодействии химии и биологии. Особая контролирующая роль научных дисциплин связана с пагубным воздействием на природу самих же людей. Так, например, в 60-е годы XX в. перед сейсмологией была поставлена задача разделения природных сейсмических волн от очень похожих колебаний, распространяемых подземными атомными взрывами с определением точных параметров последних... В связи с этим, проследим превращение учения об окружающей нас Вселенной астрологии в астрономию, переориентировавшую мировоззрение человечества с мифотворчества на законы небесной механики. Из всего сказанного в первых учениях о Земле помимо мифологической основы можно найти массу рациональных способов использования наблюдений для решения как практических, так и теоретических задач. Алексей Фёдорович Лосев в своей работе 1957 г. "Античная мифология и её историческое развитие" считал мифологию вненаучной формой познания, которая, в отличие от основателей наивной философии, для простых людей являлась не формой знания, а предметом веры, и здесь можно усмотреть совсем иную, скорее всего, религиозную, далёкую от естественных наук форму восприятия окружающего 14

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz