Адров, Н. М. Геономия: наука о Земле : учебник / Н. М. Адров. – Мурманск : Издательство МГТУ, 2010. – 285 с.

Идеи ещё одного основателя термодинамики, предшественника трёх первооткрывателей великого закона физики, французского военного инженера, автора единственного небольшого научного сочинения, почитателя музыки, живописи, поэзии и театра, рано ушедшего из жизни Сади Никола Леонарда Карно (1796-1832), "Размышления о движущей силе огня и о машинах, способных развивать эту силу" которого были опубликованы в Париже (Carnot, 1824), имеют уже не морские, а атмосферные корни. Сади был старшим сыном и наследником научных идей крупнейшего деятеля французской революции и учёного Лазара Карно, осуждённого после разгрома Наполеона. Сын "великого Карно", как называли прославленного Лазара, сподвижника французского императора, не сделал военной карьеры, закончив её в чине отставного капитана. "Движущая сила" (то, что теперь называют энергией) тепла стала главной темой его жизни. Почти идеальный тип учёного, сумевшего интуитивно найти правильное теоретическое решение вопреки неверным, но принятым большинством выдающихся физиков того времени, представлениям о механизме передачи тепла, 28-летний автор рабочего цикла теплового двигателя начинает своё изложение с примера природной тепловой машины , главными проявлениями которой служат адвективные движения воздушных масс атмосферы, проще говоря - ветер, а также конвективное поднятие облаков, выпадение осадков и течения рек. (Забегая вперёд, заметим, что конвективный перенос связан с уменьшением удельного веса частиц воздуха и нарушением устойчивости гравитационного поля, а авдвективный - с уменьшением удельного объёма и совершением работы, характеризующей цикл Карно). Самой ценной в данном случае является мысль об аналогии принципов работы рукотворного парового двигателя и природной тепловой машины (приводящей в движение средневековые ветряные и водяные мельницы), рабочим телом которой тоже служит водяной пар , но не стеснённый адиабатическими стенками цилиндра (условием отсутствия теплообмена с окружающей средой) и таким же непроницаемым поршнем, а насыщающий свободный воздух атмосферы. Последнее обстоятельство станет в будущем непреодолимым барьером идеологии гидротермодинамических моделей главных подвижных оболочек нашей планеты - океана и атмосферы. Главное, что Карно рассматривал паровые машины с самой широкой точки зрения, угадав суть перехода тепла (именно перехода тепла из котла в конденсатор, а не 134

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz