Адров, Н. М. Геономия: наука о Земле : учебник / Н. М. Адров. – Мурманск : Издательство МГТУ, 2010. – 285 с.

конвективным перемещениями и проходят четыре этапа трансформации в тропической, субтропической, субполярной и полярной климатических зонах (внимательный читатель заметил, что мы опустили экваториальную и умеренную зоны). Таким образом, каждая водная масса имеет два признака: генетический и структурный. Первый определяет, в какой климатической зоне её частицы получили свои свойства, второй - на какой глубине находится в данное время частицы воды, принадлежащие данной водной массе. Сразу можно сказать, что поверхностные водные массы в Мировом океане могут иметь любой из всех четырёх видов генезиса, тропический, субтропический, субполярный и полярный, а глубинные - явно не могут быть, по крайней мере, тропическими, потому что плотность сильно нагретых тропических вод слишком мала, чтобы они могли погрузиться глубже охлаждённых полярных, субполярных и даже не таких плотных, зато очень солёных субтропических вод. Для того чтобы представить себе адвективные и конвективные движения частиц в водной толще океана рассмотрим рисунок, на котором представлена термогалинная диаграмма, не заполненная наблюдениями, то есть Т, S- индексами, нанесёнными по измеренным величинам температуры Т и солёности S частиц воды. Пределы температуры и солёности на диаграмме тос заданы таким образом, чтобы они 25 охватывали, по крайней мере, 99,9 % всего Мирового океана. Т, S, р-диаграмма ^oiHiiiii-HiiiiJiiiiiKiiiiifiiiiiiiiiiii(iiiiiJiiiiiKiiiiyiiiiiJfiiiii-fiiimiiiiiifiiin Представив себя на борту 5||1Ш11Ш11[Ш11/111Ш11{|||1Ш11Ш11[|11Ш11]111[{|111^ГТМ подводной лодки, удельный вес которой отрегулирован так, чтобы 25 зо 35 40 %° она лежала на нужной нам изопикне (линии равной плотности воды), мы можем отправиться вдоль потоков, скажем, атлантических вод по направлению к центру Арктики, точно зная, что уменьшение температуры ведёт к цели. Запустив двигатели, и ориентируясь с помощью забортного датчика температуры по её градиенту, мы можем не только найти правильный путь, но и точно рассчитывать солёность на каждом его отрезке. Конечно, эта теоретическая подводная лодка, созданная для Н.М.Адров. Наука о Земле геономия 20 15 111

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz