Адров, Н. М. Дерюгинские рубежи морской биологии : к 135-летию со дня рождения К. М. Дерюгина / Н. М. Адров ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Мурм. мор. биол. ин-т. - Мурманск : Мурманский морской биологический институт, 2013. - 163 с. : ил., портр., табл.

5 методов преподавания, последовательно ведущих к научно-исследователь­ скому творчеству: 1) объяснительно-иллюстративный, 2) репродуктивный, 3) метод проблемного изложения, когда педагог формулирует проблему, ста­ вит задачу и излагает способ её решения, 4) эвристический, который заклю­ чается в организации поиска решения задач под руководством педагога, либо на основе эвристических программ; эвристическая беседа - проверенный способ активизации мышления, возбуждения интереса к познанию, 5) науч­ но-исследовательский: после анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятель­ но изучают литературу, источники данных, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера, в результате студент ста­ новится полноправным автором серьёзного научного исследования, готового к защите. В конце нашей книги мы вернёмся к проблемам педагогики, реша­ емым во времена Дерюгина и последующий период отечественного разви­ тия науки и образования, потому что все российские учёные всегда были не чужды педагогике, так же как и все читатели, потому что исключительно все грамотные, и даже не очень, воспитывают и обучают если не других, то самих себя. Достаточно взрослые переходят на стихийную половину андрагогики - обучение и воспитание в зрелом возрасте. Рубежи XX века Двадцатый век К. М. Дерюгин встретил в 22-летнем возрасте. В тепе­ решнее время - это пока ещё продолжение романтического периода юности; в те же далёкие от нас годы - это состояние зрелости, когда человек уже не испытывает колебаний в выборе своего жизненного пути, и если сво­ рачивает с него, то только под влиянием сильных обстоятельств, которых предстоящий XX век предоставил своим детям в изобилии, чтобы им было из чего выбирать. Конец XIX - начало XX называют «Серебряным веком» русской культуры, необычайным подъёмом интеллектуальной активности образованной части общества, к которой принадлежало молодое поколение петербургских зоологов того периода. У Константина Дерюгина наступила пора работы над магистерской диссертацией. В качестве темы диссертации он выбирает развитие кости­ стых рыб. Тема эта была начата им ещё на последнем курсе университета, когда он впервые поехал за границу с научной целью. Работая над магистерской диссертацией «Строение и развитие плече­ вого пояса и грудных плавников у костистых рыб» (1909), К. М. Дерюгин не­ сколько раз посетил заграницу: в 1900 г. он работал в лаборатории Вильгель­ ма Ру (Галле), проводя опыты под руководством профессора Менетта, затем 7

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz