Адров, Н. М. Дерюгинские рубежи морской биологии : к 135-летию со дня рождения К. М. Дерюгина / Н. М. Адров ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Мурм. мор. биол. ин-т. - Мурманск : Мурманский морской биологический институт, 2013. - 163 с. : ил., портр., табл.

На съезде естествоиспытателей и врачей 1901 г. в С.-Петербурге. В нижнем ряду (слева направо): В. А.Вагнер, В.М.Шимкевич, В.Т.Шевяков, А.Н. Северцов; в среднем ряду крайний справа К.М. Дерюгин (из архива ПК.Дерюгина: Фокин, 2010). В официальном письменном представлении своего ученика профес­ сор Шимкевич свидетельствовал, что Дерюгин напечатал 5 работ по орнито­ логии, а во время прохождения курса он помогал при ведении практических занятий и составил каталог зоологических коллекций кабинета. На черно­ вике представления сохранилась приписка профессора Владимира Тимофе­ евича Шевякова (1859-1930), руководителя зоотомического кабинета о том, что он считает К. М. Дерюгина серьезным работником и весьма полезным для зоологического кабинета. В основу педагогического творчества положено понимание со­ стояния ученика, которое не прививается извне, его можно добиться только посредством своего личного опыта, так называемого диагности­ ческого акта, который эффективен только в том случае, когда обладает твор­ ческой коммуникативной составляющей: ученик - не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь, считали древние. Творчество, как положительное эмоциональное состояние, служит универсальным стимулом развития производства, науки, культуры и образования. Овла­ дение знаниями, способами деятельности может происходить в двух ос­ новных вариантах построения учебного процесса: репродуктивном (вос­ производящем) и продуктивном (творческом). В наше время предложено 6

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz