Адров, Н. М. Дерюгинские рубежи морской биологии : к 135-летию со дня рождения К. М. Дерюгина / Н. М. Адров ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Мурм. мор. биол. ин-т. - Мурманск : Мурманский морской биологический институт, 2013. - 163 с. : ил., портр., табл.

Европы. Команда шхуны состояла из 7 членов экипажа, 3 сотрудников и 2 студентов университета. Тиф не позволил К. М. Дерюгину совершить этот переход. Лишь выписавшись из больницы, он догнал судно в норвежском порту Тронхейм на середине пути. Переход судна завершился 1 августа в Екатерининской гавани, а уже через два дня «А.Ковалевский» вышел в пер­ вый научный рейс, которым руководил К. М. Дерюгин. Историю нового этапа наблюдений в водах Кольского залива Дерю­ гин описывает в разделе «Шхуна «Александр Ковалевский»; её морское и научное вооружение». «С 1903 г. и по 1908 г. наиболее крупным судном на Мурм. Биол. стан­ ции был упомянутый выше бот «Орка». Однако, отсутствие на «Орке» механи­ ческого двигателя ставило судно и работающих на нем в полну ю зависимость от ветра. Кроме того, «Орка». как судно полупалубнаго типа, всетаки не пред­ ставляла надежнаго убежища от столь частой на Мурмане непогоды; это ли­ ш аю возможности совершать более отдаленныя экскурсии в открытая части Кольскаго залива. Наконец, и при работах с бота «Орка» обычныя в Кольском заливе глубины свыше 100 саж. оставались почти недоступными для изследо- вания, так как спускать и выбирать металлический трос на лебедку руками при таких глубинах и утомительно и долго. Часто приходилось на «Орке» даже на глубинах до 100 саж. проходить обширныя пространства под парусами и со спущенным тралом, прежде чем получить что-либо в трал. Это лишало воз­ можности точно определять глубину и грунт, с которых был добыт материал, хотя, конечно, бот «Орка» по сравнению с иолой и шлюпками, на которых мы драгировали в 1899 г. и в начале 1903 г., был значительным шагом вперёд. Решив присту пить к постройке большого судна для Мурман. Биолог. Станции, Комиссия, заведующая Станцией, возложила на меня выполне­ ние этого предприятия. Весною 1905 г. постройка судна была сдана верфи А. М. Романова (в С.-Петербурге). Судно конструировано известным знатоком этого дела, профессором СПБ. Политехническаго Института, А.П.Фан-дер-Флитом. Выбор мотора и выработка типа лебедки были сделаны специалистом по двигателям вну- тренняго сгорания, адьюнктом СПБ. Горнаго Института, А. А. Лебедевым. После трехлетних работ, в течение которых мы пережили немало тяжелых минут в силу отсутствия средств на постройку, судно было закончено на верфи А.П.Фан-дер-Флита и торжественно освящено на Неве 14 мая 1908 г.. при чем названо в честь нашего знаменитаго соотечечественника-зоолога, А.О.Ковалевскаго, «Александром Ковалевским» (Дерюгин, 1915, с. 36-37). К 1913 г. станция состояла уже из трех зданий, эллинга для плав­ средств и небольшой пристани, где обычно швартовался «Александр Кова­ левский». В среднем доме, построенном на средства Е.Е. Арманда, пожерт­ 66

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz