Адров, Н. М. Дерюгинские рубежи морской биологии : к 135-летию со дня рождения К. М. Дерюгина / Н. М. Адров ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Мурм. мор. биол. ин-т. - Мурманск : Мурманский морской биологический институт, 2013. - 163 с. : ил., портр., табл.

Приняв Мурманскую биологическую станцию у своего учителя, про­ фессора В.М.Шимкевича, Дерюгин (1906) писал в обзоре фаунистических исследований: «Первое знакомство мое с Кольским заливом относится к 1899 году, когда я был командирован СПб Обществом Естествоиспытателей на Соловецкую Биологическую станцию, принимал участие в перенесении ее на Мурман, в Екатерининскую гавань, и имел возможность поработать как в ней, так и в ее ближайших окрестностях вместе с другими товарищами по экс­ курсии. Как раз в этот год состоялось открытие и освящение порта Алексан- дровска (24 июня 1899 г). Никакого специального здания дчя Биологической станции еще не было; даже не решен был вопрос о месте для её постройки. Временно нас поместили в отделанной лишь вчерне городской школе, в самом городе. Приходилось после экскурсии весь материал и снаряды подымать в гору, в походную лабораторию, которую наскоро мы устроили в школе. В рас­ поряжении нашем была старая йола с парусом «благодатью» (обычное воору­ жение поморских шняк и небольших норвежских йол) и несколько простых снарядов. Тем не менее, мы успешно драгировали и пелагировали в Екатери­ нинской гавани и в Пала-губе. Дальше выезжать мы не решались, да и време­ ни в нашем распоряжении было слишком мало. Эти небольшие экскурсии, с очень примитивными орудиями лова, все же могли дать некоторое представ­ ление о фауне ближайших окрестностей г. Александровска и послужили мне введением в изучение фауны всего Кольского залива». Екатерининская гавань и здание биологической станции на её берегу О взятии первых морских проб с борта специально предназначенного для научных работ судна в «Обзоре фаунистических изследований в Коль­ ском заливе до 1908 г». Дерюгин сообщал следующее. «Сознавая, насколько важно для Станции иметь судно для биологиче­ ских работ в море, мы, за отсутствием средств, ограничились на первое время постройкой в С.-Петербурге паруснаго бота «Орка», конструированнаго по 61

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz