Адров, Н. М. Дерюгинские рубежи морской биологии : к 135-летию со дня рождения К. М. Дерюгина / Н. М. Адров ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Мурм. мор. биол. ин-т. - Мурманск : Мурманский морской биологический институт, 2013. - 163 с. : ил., портр., табл.
строительство самого города Александровска, Московско-Ярославско-Ар- хангельской железной дороги, проведение на Мурман телеграфа (причем, для обследования трассы будущей телеграфной линии 200-километровый отрезок между Кандалакшей и Колой губернатор прошел пешком!), успешную борьбу с эпидемией холеры, поддержку гидрографических работ по трассе будущего Северного морского пути, участие в строительстве первого отечественного ледокола «Ермак» и многое другое...» (Дерюгин, 1906, с. 14). Но даже при содействии губернатора постройка новой станции остава лась крайне трудным делом. Место для нее выбрали, продолжает автор: «на небольшом мысу, лежащем на западном берегу гавани, в полуверсте от го рода.... Сам полуостров, как и прилежащий материк, сложен из гранитных скал. В виду этого, чтобы образовать ровную площадку для постройки дома, пришлось всю вершину полуострова взорвать... .Первый взрыв раздался 5-го августа 1899 г. и этот день можно считать днем закладки Станции». Открытие храма Николая Чудотворца в Екатерининской гавани Александровска-на-Мурмане 24 июня 1899 г. Стройматериалы переправлялись из Архангельска пароходами. Глав ным архитектурным сооружением стал пятиглавый храм Святого Николая Мирликийского, в художественном оформлении которого принимали участие крупнейшие русские живописцы В. М. Васнецов и К. А. Коровин. Большой финансовый вклад внесли известные меценаты России, а семь колоколов 56
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz