Адров, Н. М. Дерюгинские рубежи морской биологии : к 135-летию со дня рождения К. М. Дерюгина / Н. М. Адров ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Мурм. мор. биол. ин-т. - Мурманск : Мурманский морской биологический институт, 2013. - 163 с. : ил., портр., табл.

СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ УВЕРТЮРА Детство, отрочество, юность... Все мы родом из детства. Наш герой - будущий морской биолог про­ вёл его отнюдь не на брегах мятежных волн, а в тихом сухопутном, но бо­ гатом озёрами крае Псковской области - там, где десятки тысяч лег назад более чем полукилометровой толщины ледник вырабатывал в земной коре ложе для озёрных водоёмов, которых теперь насчитывается около 4 тысяч. Рыбы и птицы в изобилии заселили псковские земли и стали предметом интересов юного естествоиспытателя, выпускника Псковской губернской гимназии, окончив которую в 1896 г. Константин Дерюгин поступил в Петербургский университет, где учился у знаменитого зоолога Владимира Михайловича ІІІимкевича (1858-1923), воспитавшего за 33 года профессор­ ской деятельности несколько поколений выдающихся биологов. К. М. Дерюгин родился в семье коллежского советника дворяни­ на Михаила Дмитриевича Дерюгина и его жены Людмилы Степановны - небогатых помещиков, владевших имением Колосовка, близ Изборска, одного из древнейших городов Руси, ближайшего оборонного форпоста Псковской вечевой республики, и, следует добавить, в какой-то сотне вёрст от сельца Михайловского - родового имения дворян Ганнибалов-Пушкиных - поэтической родины А. С. Пушкина. В состав семьи, помимо родителей и Константина, входили две его сестры и брат Георгий Михайлович (1871-1933) - будущий действительный статский советник, депутат 4-й Государственной Думы, участник контрре­ волюционного Белого движения, в эмиграции член Военно-политического монархического совета. Несмотря на наличие собственного имения, семья Дерюгиных не считалась богатой; на последнем курсе университета студент Дерюгин даже был освобожден от платы за обучение, а сразу по окончании вуза, чтобы получать жалованье, поступил преподавателем естествознания на реаль­ ное отделение знаменитой гимназии Карла Ивановича Мая (1820-1895), педагога-практика, который главным девизом избрал выражение Яна Амоса Коменского: «Сперва любить, потом учить». Взаимное уважение и доверие 3

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz