Адров, Н. М. Дерюгинские рубежи морской биологии : к 135-летию со дня рождения К. М. Дерюгина / Н. М. Адров ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Мурм. мор. биол. ин-т. - Мурманск : Мурманский морской биологический институт, 2013. - 163 с. : ил., портр., табл.

от мифотворчества до геометрии стала основой интерпретации космологиче­ ских ритмов, наблюдаемых в биосфере. Движение светил человек изображал линиями на плоскости определив вместе с концепциями линий горизонта, от­ веса, треугольника, многоугольника, окружности начала геометрии. Но для формализации поведения светил и всех других объектов его интеллектуального внимания ему нужны были одушевлённые символы. Мы и сейчас называем Большой Медведицей тот, правда теперь уже с на­ шей точки зрения неодушевлённый «Ковш», который поморы называли «Лосем», а североамериканские индейцы «Сквау с ребёнком». Если бы мы сейчас отказались от сложившихся тысячелетиями «вздорных» символов, по сути основы основ языка общения, было бы со­ вершенно невозможно существовать, поскольку каждый раз пришлось бы разворачивать объективную картину положения нашей планеты в Солнеч­ ной системе или другие «правильные» интерпретации природных объектов. Любому социуму необходимы привычные схемы-иллюзии, которые помогают осмысливать окружающее и мгновенно принимать решения. Иллюзии орбит, горизонта, оси Земли, координатной сетки, исторических событий и вообще всех формализаций увиденного, услышанного и познан­ ного свойственны только человеческой психике, поэтому с точки зрения естественных наук его поведение не только парадоксально, ни и абсурдно (как позитивные достижения науки, культуры и цивилизации, так и негатив­ ные: войны, терроризм, преступления, извращения и т. д., не свойственные организмам, не обладающим второй сигнальной системой). В соответствии с этим, размышляющими над решением научных проблем людьми, предла­ гаются подобные схемы, потому что они позволяют математическим языком выявлять законы. Так, например, с помощью геометрических схем Кеплера, построенных на основе громадного числа астрономических данных Тихо Браге, Ньютоном был открыт закон всемирного тяготения. Предложенная выше схема на первый взгляд имеет нумерологическую основу в геометрической интерпретации, построенную на метафорах диалек­ тики (тезис, антитезис, синтез), трёхмерного пространства плюс четвёртое измерение времени, гексагональной структуре «упорядоченного хаоса». В педагогической работе «Концепции современного естествознания» (Адров, изд-во МФ СПб ГУВК, 2008) мы уже рассматривали схему высшего образования, родственную творческим научным исследованиям. Она даёт обучающимся возможность структурировать процесс образования, выделив технологии или алгоритмы самостоятельного решения проблем, для класси­ фикации которых необходимо рассмотреть свои действия с позиций устной и письменной речи. Главным здесь является принцип решения проблем на основе выработанной в науке схеме, исходящей из конкретной постановки 144

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz