Адров, Н. М. Дерюгинские рубежи морской биологии : к 135-летию со дня рождения К. М. Дерюгина / Н. М. Адров ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Мурм. мор. биол. ин-т. - Мурманск : Мурманский морской биологический институт, 2013. - 163 с. : ил., портр., табл.

Для российского образовательного пространства, как считают крити­ чески настроенные педагоги, характерна недостаточная интеграция, меша­ ющая приобретению системных знаний и фундаментализации образования. Все приёмы письменного и устного самовыражения, в котором упор дол­ жен быть не на само знание, а на процесс открытия, является сутью препо­ давания и, разумеется, самообразования - приёмов критического анализа и открытия новых истин. Если разложить педагогическую науку высшего образования на составляющие, можно составить алгоритм педагогического цикла, акцентируя внимание не на знание, а на умение, т. е. технологию са­ мостоятельного мышления и принятия решений. Этот педагогический цикл, исключая врождённое умение думать, включает в себя ещё пять умений: говорить (начиная с монологическо­ го проговаривания своих мыслей и заканчивая нахождением своей формы озвучивания в диалоге с кем-либо или с группой лиц, представляющих аудиторию), писать (выражать свои мысли воображаемому читателю), чи­ тать (уметь выбирать нужное в тексте), слушать (то же самое в аудитории) и вести себя. Последнее, по сути, игровое поведение оказывается чуть ли не самым сложным и даже ключевым, потому что оно определяет комму­ никабельность, правильную реакцию на положительные и отрицательные результаты, самокритичность, умение защищаться и нападать, уходить от обсуждения бесполезных и неразрешимых вопросов и многое другое. Проблемы научного подхода связаны с высшим качеством Разума - проявлением Воли. Воля начинает активно работать, когда загорается инте­ рес. Таким образом, главная задача любой педагогики - это воспламенение интереса в душе слушающего и читающего произведения своих учителей, выбранных исключительно по своей доброй воле. Разница между обучением и образованием заключается в том, что обучение представляет собой лишь передачу готовых знаний, а образование - это творческий процесс, продол­ жающийся непрерывно всю жизнь - последовательный интеллектуальный менеджмент, ориентированный на решение животрепещущих интеллекту­ альных задач. Научное творчество, как и всякое другое, является с точки зрения психологии, той лично необходимой сублимацией («вознесением» чувствований в формы искусства, наблюдаемых проявлений естественнона­ учных законов - в формулы науки, а веры - в религиозные и нравственные законы) неосуществлённых пока идей, планов, желаний. В качестве конструкта теоретических основ прогрессивных техноло­ гий высшего образования, представленного выше алгоритма самостоятель­ ной творческой работы, можно предложить следующую схему, изображён­ ную на рисунке. 142

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz