Адров, Н. М. Дерюгинские рубежи морской биологии : к 135-летию со дня рождения К. М. Дерюгина / Н. М. Адров ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Мурм. мор. биол. ин-т. - Мурманск : Мурманский морской биологический институт, 2013. - 163 с. : ил., портр., табл.

В структуру педагогической психологии, представляющей собой «от­ расль психологии, изучающую закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания», согласно последнему изданию «Российской педаго­ гической энциклопедии» входят: психология воспитания, психология обуче­ ния и психология учителя. Моделью отношений между психологией обуче­ ния (вполне развитая область прикладного знания) и психологией воспитания (слабо исследованная область) может служить пример взаимодействия навы­ ков чтения и реального чтения. Принципы педагогической психологии имеют гораздо более давнюю историю, чем, может быть, принято считать: «При обу­ чении гимназистов, - писал М .В. Ломоносов, - следует, во-первых, наблюдать главным образом за тем, чтобы не отягощать и не приводить в замешательство различных способностей... Учители с учениками не должны поступать ни гор­ до, ни фамилиарно. Первое производит к ним ненависть, второе - презрение. Умеренность не даст места ни тому, ни другому, и словом, учитель должен не токмо словами учение, но и поступками добрый пример показывать учащим­ ся» (ЛомоносовМ.В. Избранная проза. М.: Советская Россия, 1986, с. 178). Одним из факторов, способствующих рождению творческих лично­ стей, является система образования, включающая ряд условий. Прежде всего, нельзя подавлять интуицию ученика; даже когда он высказывает догадку, не имеющую логического обоснования, её не следует опровергать, не подвер­ гнув предварительному щадящему анализу. Следует избегать недооценки воз­ можностей учащегося, помня, что переоценка предпочтительнее, потому что тот, кто не верит в себя, обречён на неуспех. Следует поощрять склонность к риску, не допускать конформного мышления; не подавлять склонность к фан­ тазированию, даже если оно выходит за рамки здравого смысла. В обучаемых следует культивировать взвешенное отношение к про­ тиворечивым результатам, требующим объективного анализа и поиска не­ обычных решений. В обучении следует регулярно использовать задачи от­ крытого типа, когда отсутствует исключительно одно правильное решение. В продолжение надо более широко внедрять проблемные методы обучения, стимулирующие самостоятельность и усиливающие веру учащегося в свою способность к открытиям. Эффективным приёмом развития творческого мышления является обучение эвристическим способам исследования, а наиболее успешным превращением учебной задачи в научную или произ­ водственную способствует совместное с преподавателем решение задачи, которого не знает ни студент, ни преподаватель. Последний должен всегда поощрять самостоятельный выбор обучаемого, оказывать моральную под­ держку его позиции и уважать личность ученика. Таким образом, задачей педагогики становится как можно более раци­ ональное и, в то же время, быстрое прохождение главных ступеней научных 138

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz