Адров, Н. М. Дерюгинские рубежи морской биологии : к 135-летию со дня рождения К. М. Дерюгина / Н. М. Адров ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Мурм. мор. биол. ин-т. - Мурманск : Мурманский морской биологический институт, 2013. - 163 с. : ил., портр., табл.
В структуру педагогической психологии, представляющей собой «от расль психологии, изучающую закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания», согласно последнему изданию «Российской педаго гической энциклопедии» входят: психология воспитания, психология обуче ния и психология учителя. Моделью отношений между психологией обуче ния (вполне развитая область прикладного знания) и психологией воспитания (слабо исследованная область) может служить пример взаимодействия навы ков чтения и реального чтения. Принципы педагогической психологии имеют гораздо более давнюю историю, чем, может быть, принято считать: «При обу чении гимназистов, - писал М .В. Ломоносов, - следует, во-первых, наблюдать главным образом за тем, чтобы не отягощать и не приводить в замешательство различных способностей... Учители с учениками не должны поступать ни гор до, ни фамилиарно. Первое производит к ним ненависть, второе - презрение. Умеренность не даст места ни тому, ни другому, и словом, учитель должен не токмо словами учение, но и поступками добрый пример показывать учащим ся» (ЛомоносовМ.В. Избранная проза. М.: Советская Россия, 1986, с. 178). Одним из факторов, способствующих рождению творческих лично стей, является система образования, включающая ряд условий. Прежде всего, нельзя подавлять интуицию ученика; даже когда он высказывает догадку, не имеющую логического обоснования, её не следует опровергать, не подвер гнув предварительному щадящему анализу. Следует избегать недооценки воз можностей учащегося, помня, что переоценка предпочтительнее, потому что тот, кто не верит в себя, обречён на неуспех. Следует поощрять склонность к риску, не допускать конформного мышления; не подавлять склонность к фан тазированию, даже если оно выходит за рамки здравого смысла. В обучаемых следует культивировать взвешенное отношение к про тиворечивым результатам, требующим объективного анализа и поиска не обычных решений. В обучении следует регулярно использовать задачи от крытого типа, когда отсутствует исключительно одно правильное решение. В продолжение надо более широко внедрять проблемные методы обучения, стимулирующие самостоятельность и усиливающие веру учащегося в свою способность к открытиям. Эффективным приёмом развития творческого мышления является обучение эвристическим способам исследования, а наиболее успешным превращением учебной задачи в научную или произ водственную способствует совместное с преподавателем решение задачи, которого не знает ни студент, ни преподаватель. Последний должен всегда поощрять самостоятельный выбор обучаемого, оказывать моральную под держку его позиции и уважать личность ученика. Таким образом, задачей педагогики становится как можно более раци ональное и, в то же время, быстрое прохождение главных ступеней научных 138
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz