Адров, Н. М. Дерюгинские рубежи морской биологии : к 135-летию со дня рождения К. М. Дерюгина / Н. М. Адров ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Мурм. мор. биол. ин-т. - Мурманск : Мурманский морской биологический институт, 2013. - 163 с. : ил., портр., табл.
В работе «Смысл психологического кризиса» (1926) показал бесплод ность попыток объяснить поведение человека, когда сводят высшие формы поведения к низшим элементам. В книге «История развития высших пси хических функций» (1930-1931, опубликованной лишь в 1960 г.) дано раз вёрнутое изложение культурно-исторической теории, когда различаются два плана поведения - натуральный (результат биологической эволюции жи вотного мира) и культурный (результат исторического развития общества). Культурное поведение опосредовано орудиями и знаками, причём первые направлены «во вне», на преобразование действительности, а вторые «во внутрь» сначала на преобразование других людей затем - на управление собственным поведением. В основе обучения, воспитания и образования с самого раннего дет ства лежит работа мозга и всей второй сигнальной системы в совокупно сти с инфосредой', научные понятия не усваиваются и не заучиваются, был убеждён один из основателей отечественной педагогической психологии, а «возникают и складываются с помощью величайшего напряжения всей ак тивности его собственной мысли». Безотносительно биологическому смыслу проблему возникновения сознания поднимает автор теории деятельности человека Алексей Нико лаевич Леонтьев (1903-1979), последователь Выготского - идеолога опо средованное™ высших психических функций процессами сотрудничества и социального общения, в результате которых сформировались главные трансформаторы духовной жизни - словесные знаки и устная речь. По Леонтьеву, внутренняя психическая деятельность возникает в процессе интериоризации (перенос во внутренний план, «вращивание», по Выготскому) внешней, практической деятельности и имеет в принципе то же строение. Переход от интериоризации к экстериоризации - внутреннее во внешнее - есть одно из важнейших звеньев теории деятельности челове ка. Чувствительность в данном случае, являясь свойством биологическим, приносит в мозг сигналы, формирующие абиотические образы, помогаю щие человеку адаптироваться в окружающей обстановке и решать другие практические жизненные и теоретические философские задачи. Современные философы определяют человека как биосоциальное су щество, а если в это существо вложить душу, то оно станет биопсихосоци- альным, генетически связанным с другими формами жизни, но выделивше еся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и сознанием, творческой активностью и нравствен ным самосознанием. Таким образом, помимо биологической и социальной природы человек обладает духовностью, что определяет его, в общем и це лом как триединое биопсихосоциальное существо. 137
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz