Адров, Н. М. Дерюгинские рубежи морской биологии : к 135-летию со дня рождения К. М. Дерюгина / Н. М. Адров ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Мурм. мор. биол. ин-т. - Мурманск : Мурманский морской биологический институт, 2013. - 163 с. : ил., портр., табл.
высшее образование должно решать иные задачи. Саморазвитие и самосо вершенствование должно сопровождаться конструктивным взаимодействи ем ума и сердца. Гармония педагогического интеллекта и нравственности, обсуждаемая ещё в 1826 г. Иоганном Генрихом Песталоцци (1746-1827), с таіа основой систематизации знаний и системности мышления, родствен ных самоорганизации - главным принципом биологии клетки. Благодаря великим открытиям второй половины XX века в области естественных наук в 70-х годах возникает новое междисциплинарное науч ное направление синергетика (от греч. synergeia - сотрудничество), которое убедительно подтверждает общность закономерностей и принципов самоор ганизации самых разных сложных макросистем - физических, химических, биологических, технических, экономических, социальных, художественных и, разумеется, педагогических. Современная научная картина мира и дости жения синергетики открывают широкие возможности для моделирования образовательных процессов с помощью методов и подходов, традиционно применявшихся к естественным и точным наукам. В 10—30-е годы XX в. берёт начало социология образования - кон- ституирование науки, её предмета и задач. В 30-60-е гг. начинается бурное развитие эмпирических исследований образовательных учреждений. С на ступлением XXI в., знания и умения должны легко модифицироваться в смежных сферах, когда происходит адаптация образования к мировым из менениям. Культуробразовательная парадигма на уровне социологическо го анализа характеризует социологию образования как часть социологии культуры, а уровень культуры зависит от состояния и уровня развития обра зования, в отличие от научно-образовательной, производственно-образова тельной и др. парадигм, где образование является вторичным фактором по своему генезису, зависимым от государства, производства, науки. Использование концепции системности основано на идеях деятель ностной теории обучения J1. С. Выготского, которая апеллирует к планомер ному исследованию предмета, определяет содержание усваиваемых знаний о нем, становясь способом мышления. Выготский Лев Семенович (1896-1934), советский психолог, раз работал культурно-историческую теорию. В 1917 году, окончив юридиче ский факультет Московского университета и одновременно историко-фи- лософский факультет университета им. ІІІанявского, с 1924 работал в Московском государственном институте экспериментальной психологии, затем в основанном им институте дефектологии; позднее читал курсы лек ции в ряде вузов Москвы, Ленинграда и Харькова, являлся профессором института психологии в Москве. 136
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz