Адров, Н. М. Дерюгинские рубежи морской биологии : к 135-летию со дня рождения К. М. Дерюгина / Н. М. Адров ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Мурм. мор. биол. ин-т. - Мурманск : Мурманский морской биологический институт, 2013. - 163 с. : ил., портр., табл.
проблем творчески. Известно, что лидеры научных направлений более всего ценили в своих учениках самостоятельность мышления, инициативу и ин дивидуальность. Согласно советам студентам, опубликованным в авторитетном учеб нике Берклеевского курса физики: обучение является необыкновенно актив ным процессом. Простое чтение и даже запоминание практически ничего не даёт. Надо представить себе, что вы сами пытаетесь раскрыть законы, изложенные в книге, и считаете её вашим помощником и руководителем. Цель науки - найти способ мышления, который позволил бы объяснить и предсказать свойство окружающего вас мира: «Единственный метод нахож дения новых способов мышления заключается в мышлении. Старайтесь развить свою интуицию, чтобы найти новые соотношения и простоту там, где вы их раньше не видели. Не пытайтесь запоминать формулы, изучай те и запоминайте способы мышления...» (Рейф. Статистическая физика. М.: Наука. 1986. 336 с.). Вузовская подготовка должна открыть творческие способности само стоятельно увидеть и сформулировать и решить проблему на основе факти ческого материала, методов его обработки, анализа и синтеза полученных результатов. Главное - увидеть личные возможности практического при менения полученных результатов, а при коллективной работе - определить меру участия в решении проблемы. Элементы проблемного обучения отмечаются ещё в античности, а затем в эпоху Возрождения - это эвристические беседы Сократа, беседы и диалоги Галилея; проблемные литературные шедевры энциклопедистов и педагогика Ж.-Ж. Руссо стали главными интеллектуальными темами века Просвещения. В истории отечественной педагогики примером проблемного изложения материала могут служить лекции К. А. Тимирязева (1843-1920) - коллегу из старших предшественников К. М. Дерюгина - пожалуй самого авторитетного представителя «старой» биологии, с энтузиазмом приняв шего революционные перемены, удостоившийся в советском кинематогра фе главной роли настоящего учёного, исполненной выдающимся актёром Николаем Черкасовым. Как и водится, конец всякого века, будь то их XIX или наш XX в. харак теризуется кризисом образования, во многих странах усуіубившимся ново введениями науки и техники, деструктивными «достижениями» менеджмен та и технологий СМИ, уводящих прочь от высокой культуры в массовую. Как и в экологии, в педагогике зреет обострение кризисной ситуации, требую щее срочного диагноза социальных и психологических патологий общества. В отличие от бюрократического, бездушного и бездуховного, стано вящегося ныне престижным номинального высшего образования, истинное 135
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz