Адров, Н. М. Дерюгинские рубежи морской биологии : к 135-летию со дня рождения К. М. Дерюгина / Н. М. Адров ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Мурм. мор. биол. ин-т. - Мурманск : Мурманский морской биологический институт, 2013. - 163 с. : ил., портр., табл.

Помимо работы в школе с мая с 1910 года он читал лекции в Петербургском университете, где он оставался преподавать до конца своих дней. Здесь он организовал новую кафедру ихтиологии и гидробиологии, во главе которой стоял много лет. Уже с 1910 года Константин Михайлович читал в Универ­ ситете курс лекций «Жизнь моря», хотя тогда не было такой специальности, как «гидробиология». Свои лекции он строил на собственном оригинальном материале, собранном при изучении арктических и тихоокеанских морей. Его лекции всегда были очень интересны студентам, глубоки по содержа­ нию и сопровождались иллюстративным материалом из его собственной коллекции. С 1912 года он был избран профессором в Психоневрологиче­ ском институте. К. М. Дерюгин читал лекции на Высших естественнона­ учных женских курсах, на Бестужевских курсах, в Горном институте, в Лесотехнической академии. Но об этом мы уже говорили в первой главе. К сожалению, там было бы неуместным обсуждение педагогических про­ блем их «дерюгинского» и нашего «постдерюгиского» времени, тем более что, хотя все или почти все биологи обязательно были педагогами, они ни­ когда не делились с «посторонними» своими педагогическими соображени­ ями, размышлениями и достижениями, в особенности —технологиями об­ разования. Зато их современники, обладавшие специальностями, близкими психологии и менеджменту, с лихвой заполнили этот пробел. Высшее образование Невидимые связи педагогических талантов столичных вузов образо­ вали то информационное пространство, которое затягивало специалистов всех научных направлений, вырабатывая некоторые единые приёмы пись­ менного оформления результатов и устной формы их обсуждения. Кажется, все умеют говорить и писать, потому что в школьные годы их научили читать и слушать. Но оказывается между этими умениями, раз­ ными в средней и высшей школе - целая пропасть, которую не перепрыгнуть в два приёма. И достаточно эффективных, чётких и объективных стандартов вовсе не существует, как не существует единых законов для всех искусств, религий или единства всемирных юридических законов. Но наука не может существовать без стандартов (количественных оценок), объединённых ма­ тематическим выражением естественнонаучного закона. На поиск если не точных законов, то определённых логических пра­ вил были направлены первые усилия биологов и медиков, в сумме назы­ ваемых естествоиспытателями, и параллельно с ними действующих фило­ софов и историков, социологов и управленцев новой послереволюционной России, которая в первые же годы испытаний, перешла на старые консерва­ 132

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz