Адров, Н. М. Дерюгинские рубежи морской биологии : к 135-летию со дня рождения К. М. Дерюгина / Н. М. Адров ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Мурм. мор. биол. ин-т. - Мурманск : Мурманский морской биологический институт, 2013. - 163 с. : ил., портр., табл.
Помимо работы в школе с мая с 1910 года он читал лекции в Петербургском университете, где он оставался преподавать до конца своих дней. Здесь он организовал новую кафедру ихтиологии и гидробиологии, во главе которой стоял много лет. Уже с 1910 года Константин Михайлович читал в Универ ситете курс лекций «Жизнь моря», хотя тогда не было такой специальности, как «гидробиология». Свои лекции он строил на собственном оригинальном материале, собранном при изучении арктических и тихоокеанских морей. Его лекции всегда были очень интересны студентам, глубоки по содержа нию и сопровождались иллюстративным материалом из его собственной коллекции. С 1912 года он был избран профессором в Психоневрологиче ском институте. К. М. Дерюгин читал лекции на Высших естественнона учных женских курсах, на Бестужевских курсах, в Горном институте, в Лесотехнической академии. Но об этом мы уже говорили в первой главе. К сожалению, там было бы неуместным обсуждение педагогических про блем их «дерюгинского» и нашего «постдерюгиского» времени, тем более что, хотя все или почти все биологи обязательно были педагогами, они ни когда не делились с «посторонними» своими педагогическими соображени ями, размышлениями и достижениями, в особенности —технологиями об разования. Зато их современники, обладавшие специальностями, близкими психологии и менеджменту, с лихвой заполнили этот пробел. Высшее образование Невидимые связи педагогических талантов столичных вузов образо вали то информационное пространство, которое затягивало специалистов всех научных направлений, вырабатывая некоторые единые приёмы пись менного оформления результатов и устной формы их обсуждения. Кажется, все умеют говорить и писать, потому что в школьные годы их научили читать и слушать. Но оказывается между этими умениями, раз ными в средней и высшей школе - целая пропасть, которую не перепрыгнуть в два приёма. И достаточно эффективных, чётких и объективных стандартов вовсе не существует, как не существует единых законов для всех искусств, религий или единства всемирных юридических законов. Но наука не может существовать без стандартов (количественных оценок), объединённых ма тематическим выражением естественнонаучного закона. На поиск если не точных законов, то определённых логических пра вил были направлены первые усилия биологов и медиков, в сумме назы ваемых естествоиспытателями, и параллельно с ними действующих фило софов и историков, социологов и управленцев новой послереволюционной России, которая в первые же годы испытаний, перешла на старые консерва 132
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz