Яхичев, Федор. По страницам огненной летописи : краткая история пожарной охраны Мурманской области : год, век, эпоха, 1899-2022 / Федор Яхичев ; при участии к.ф.н. Михаила Захарова. - Мурманск : [б. и.], 2022 (ИП Горянников). - 96 с. : ил., портр.

гудков с Центральной электрической станции. В январе 1918 года в существующую тогда систему оповещения включили Цен­ тральную телефонную станцию и службы связи. Специально для дежурных на коммутаторах были разработаны «Правила сооб­ щения о пожарах». В число абонентов, которым телефонисты немедленно докладывали о возникшем возгорании (первой в списке, конечно же, указывалась пожарная команда - телефон №9), входил дежурный по станции Мурманск. После получения сообщения о пожаре он обязан был сразу направлять паровоз к ближайшему от места возгорания пункту железнодорожной линии для подачи воды. Здесь следует отметить, что в 1919 году Временное Прави­ тельство Северной области утвердило штат пожарной команды Мурманской железной дороги. В соответствии с Постановле­ нием личный состав состоял из 34 человек, а на ее содержа­ нии должны были находиться 20 лошадей. Команда напрямую начальнику противопожарной охраны Кольского района не подчинялась (документы, подтверждающие такую зависимость, Филипп Филиппович Турчанинов. пока не обнаружены). г- Мурманск, 20-е годы XX века. К тушению пожаров в Мурманске также привлекались силы и средства городских водовозов. Развозчики поступали в распоряжение пожарной команды и должны были доставлять воду до тех пор, пока их не отпустят. Кстати, водные сани являлись самым распро­ страненным видом транспорта в Мурманске. Данный факт фото задокументировал неизвестный автор (снимок находится в коллекции «Британская армия в Инбуленконе, Северная Россия 1919» Импера­ торского военного музея (IWM) в Лондоне). К участию в тушении пожаров привлекались и городские трубочисты. В сентябре 1919 года их на­ считывалось двое: Лиюнфу Ливинбз и Лентгэ Калимо, но уже в январе следующего года были утверж­ дены штаты Городской трубочистной команды, состав которой не превышал 9 человек. Если говорить об оснащенности пожарных команд Кольской базы и Мурманского Торгового порта, то для них были закуплены: паровые пожарные машины (работающие на каменном угле) и ручные насосы; химические огнетушители и заряды к ним; огнетушительные патроны; дымовой шлем (защит­ ное устройство от воздействия газов); пожарные рукава; брандспойты; складные деревянные лестни­ цы (прототип современных лестниц-палок); ломы; багры; кошки (инструмент наподобие абордажного крюка) и другой инвентарь. На тушение выезжали пожарные обозы, состоящие из нескольких кон­ ных ходов. В случаях, когда состояние дорог не позволяло приблизиться к месту пожара, огнеборцы использовали пешие ходы. Из всех конных ходов наибольшее количество составляли бочечные ходы (повозки, приспособленные для доставки воды). В меньшем числе имелись насосно-бочечные (для транспортирования пожарных ручных насосов), линейки (для перевозки пожарных служителей) и труб­ ные ходы (для доставки к месту возгорания пожарных труб, рукавов, стволов, других инструментов). В портовой пожарной команде также имелся фургон, который возили парные запряжки. Из моторных транспортных средств у мурманских огнеборцев наличествовал лишь один автомобиль. Его переобору­ довали из армейского грузовика под пожарную линейку. По версии экспертов компании «Scania-Rus», грузовик был шведской марки Scania-Vabis, который попал в Мурманск с английским экспедиционным корпусом. По утверждению немецкого исследователя истории автомобилизма Станислава Кирилеца, машина являлась американской «полуторкой» Jeffery модели 1016, возможно числившаяся во флоте и использовавшаяся в строительстве Кольской базы. Впрочем, последние месяцы Первой мировой войны, завязавшаяся Гражданская война в России, Иностранная военная интервенция (в Мурманске ее датируют с 6 марта 1918 года по 12 октября 1919 года) отрицательно сказались как на развитии города, так и работе пожарных команд. В тот непростой период большую поддержку мурманским пожарным оказывали добровольцы, в особенности Ф.Ф. Турчанинов и его единомышленник - товарищ Шабалин. Филипп Филиппович Турчанинов (18 7 3 - 0 5 .10.1936 гг.) родился в Санкт-Петербурге. Здесь окон­ чил учительскую школу, получил образование пожарного техника, но по специальности не работал, ПО СТРАНИЦАМ ОГНЕННОЙ ЛЕТОПИСИ 7

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz