Яхичев, Федор. По страницам огненной летописи : краткая история пожарной охраны Мурманской области : год, век, эпоха, 1899-2022 / Федор Яхичев ; при участии к.ф.н. Михаила Захарова. - Мурманск : [б. и.], 2022 (ИП Горянников). - 96 с. : ил., портр.

На фото предположительно Пожарная команда Кольской базы. На фото (справа налево): Н.А. Маринович шестой в первом ряду - начальник противопожарной охраны (возможно В.Н. Иванов). Кольского района; на первом плане внизу - автор снимка, г. Романов-на-Мурмане, 1917 год. Фото Ф.Ф. Турчанинова. Предположительно 1917 год. Первоначально начальник противопожарной охраны Кольского района В.Н. Иванов возглавлял и по­ жарную команду Кольской базы, но через декаду после его назначения руководство над огнеборцами передали Н.А. Мариновичу, а с декабря 1917 года по август 1918 года - Борису Владимировичу Климову. Базская пожарная команда состояла из 35 нижних чинов флота, зачисленных на денежное доволь­ ствие с 21 января 1917 года. В основном это были матросы 2-ой статьи досрочного призыва 1917 года, которых по роду занятий поставили на должности пожарных матросов. До постройки пожарного депо они временно размещались в бараке №6 Кольской базы. При этом Базская пожарная команда отвечала за охрану значительной территории Мурманска, ко­ торую отвели для Морского ведомства: примерно от нынешней улицы Комсомольская и современной окрестности Мурманского рыбного порта в сторону юга. На Варничном мысу размещались причалы для швартовки военных кораблей (пожалуй, самые легендарные из них - крейсер «Варяг» и первая отечественная боевая подводная лодка «Дельфин»), Помимо этого, как указано в ряде открытых источ­ ников, для Кольской базы были сооружены 8 казарм, 6 бараков, дома для квартирования офице­ ров, радиостанция на горе Горелая, различные мастерские, склады и другие строения. Здесь же был устроен первый в городе водопровод длиной 616 саженей (более 1314 метров), по которому вода шла самотеком из водонапорного бака у Варничного ручья. Кстати, позднее именно отсюда, а не на станционных водокачках, брали воду паровозы Мурманской железной дороги, задействованные для доставки воды на тушение пожаров. Территорию Мурманского торгового порта и прилегающую к ней часть города охраняла портовая пожарная команда. Первым ее руководителем был брандмейстер-инструктор, пожарный техник, за- уряд-военный чиновник Александр Николаевич Русаневич, прибывший из Архангельска 28 января 1917 года и через три дня допущенный к работе по организации противопожарной охраны в порту соответствующим приказом начальника Кольского района и Отряда Судов Обороны Кольского залива. С 8 февраля 1917 года под началом А.Н. Русаневича находились 27 ратников Морского ополче­ ния, командированных для несения обязанностей пожарных служителей (обобщенное название чле­ нов городских пожарных команд, принятое в России в конце XIX - начале XX веков; в настоящее время - бойцы пожарной команды, в разговорной речи - пожарные, тушилы, огнеборцы). Впоследствии штат портовой пожарной команды расширялся. Так, в сентябре того же года «для подачи первой медицин­ ской помощи на случай необходимости в таковой во время возникновения пожаров в г. Мурманске» на должность санитара зачислили сестру милосердия Ольгу Александровну Кавелину. ПО СТРАНИЦАМ ОГНЕННОЙ ЛЕТОПИСИ Б

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz