Яхичев, Федор. По страницам огненной летописи : краткая история пожарной охраны Мурманской области : год, век, эпоха, 1899-2022 / Федор Яхичев ; при участии к.ф.н. Михаила Захарова. - Мурманск : [б. и.], 2022 (ИП Горянников). - 96 с. : ил., портр.

Также в 1956 году начались процедуры по исключению ОВПО и ОВПК в М ончегорском и Печенгском районах из структуры ОПО УМВД М урманского облисполкома. Это было вызвано тем, что еще в 1953 году решили упразднить военизированную пожарную охрану МВД на крупных предприятиях, а ВПО на объектах стратегического назначения подчинить УПО (ОПО) автономных республик, краев и областей. В связи с этим 16 января 1957 года Отряд ВПО МВД гор. М ончегорска под руководством капитана Чекалина Павла Дмитриевича вместе с командами: ВПК-1 (г. М ончегорск), ВПК-2 (г. М ончегорск), отдельный пост №1 ВПК-2 (п. Монча), отдельный пост №2 ВПК-2 (п. Риж-Губа), ВПК №3 (п. Зашеек) и отдельным постом ВПК №3 (пос. Восточная) - передали в ведение М инистерства цветной металлургии СССР - комбина­ та «Североникель». Также комбинату отдали эксплуатируемое ранее ОВПО Григорий Давыдович Коновалов. МВД гор. М ончегорск здание пожарного депо, пожарные ав­ томобили различных марок, мотопомпы, грузовик, различное пожарное оборудование и инвентарь. Одновременно дирекции «Североникеля» рекомендовали ускорить вопрос с достройкой специального здания пожарного депо на промышленной пло­ щадке, переведя в него ВПК-1, непосредственно охраняющую объект на данной территории. 18 января 1957 года Отдельную военизированную пожар­ ную команду УВД Мурманского облисполкома (ОВПК-5 МВД) под руководством капитана технической службы С.А. Коваленко передали комбинату «Печенганикель». Предприятию также усту­ пили имеющуюся в команде пожарную технику и инструменты, в том числе ПМЗ-11 ЗИС-5, ПМЭ-13 ЗИС-151, ЗИС-5 с цистер­ ной, насосы, КИП-5 и так далее. В итоге в ВПО Мурманской области из пожарной техники остались: автонасосы - два ЗИС-150, по одному ЗИС-11, ГАЗ- 51, ГАЗ-АА, «Денис», ГАЗ-51 рукавный ход; автоцистерны: по одной ЗИС-151 и ЗИС-5, три ЗИС-11, две ГАЗ-51. В ГПО (находились на местный бюджете) имелись автонасосы: три ЗИС-11 и один ГАЗ-51, автоци­ стерны: по одной ЗИС-11 и ГАЗ-51. Здесь следует отметить, что с 1956 года в Мурманскую область стали поступать пожарные машины закрытого типа. Так, в ГПК гор. Кировск и пос. Кола отправили по одной цистерне Урал-ЗИС, произ­ водства Кемеровского областного завода пожарного и противопожарного оборудования. СВПЧ-1 МВД по охране Кировского района г. М урманска - автомобиль ГАЗ-51 рукавный ход, производства М осковского завода пожарного и противопожарного оборудования. СВПЧ-2 МВД по охране М ико­ яновского района г. М урманска - автонасос ЗИС-150 ПМЗ-18. СВПЧ-3 МВД по охране Ленинского района г. М урманска - автонасос ГАЗ-51 ПМ Г-21, производства М осковского завода пожарного и противопожарного оборудования. Позднее в М урманск пришла прозванная «буйволом» пожарная цистерна на шасси МАЗ-200 (грузовая техника под этой маркой находилась в производстве с 1951 по 1965 годы). На вооружение мурманских огнеборцев также стоял и специальный автомобиль на шасси ЗИС-150, выпущенный в 1956 году. Машина связи и освещения (АСО-2) размещалась в ведомственном гараже пожарной охраны. Здание находилось во внутреннем дворе «домов-близнецов» по проспекту Сталина (ныне проспект Ленина), а заезд к нему осуществлялся через арки со стороны улицы Егорова. К 40-летию советской пож арной охраны , то есть к 1958 году, парк пож арной техники обновился полностью . ПО СТРАНИЦАМ ОГНЕННОЙ ЛЕТОПИСИ 55

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz