Яхичев, Федор. По страницам огненной летописи : краткая история пожарной охраны Мурманской области : год, век, эпоха, 1899-2022 / Федор Яхичев ; при участии к.ф.н. Михаила Захарова. - Мурманск : [б. и.], 2022 (ИП Горянников). - 96 с. : ил., портр.

на станциях III класса и пристанях - конные пожарные обозы. В северной и южной ча­ сти линии на станциях III класса и пристанях пожарные обозы формировали начальники участков из имеющихся в их распоряжении конных обозов, а лошадей для пожарных обо­ зов на II - IV участках Мурманской дороги обя­ зали предоставить подрядчиков - Аверина, Сигова и Нехорошева. Для действия данными пожарными обо­ зами назначили пожарные дружины. Руково­ дили такими командами специальные лица - старосты. Они самостоятельно подбирали членов из состава служащих и рабочих своих пунктов. Причем также циркуляром Управле­ ния постройки старостам рекомендовалось: «В число дружин привлечь лиц полицейской охраны линии, причем при подаче тревоги каждый служащий обязан явиться к пожарно­ му обозу и совместно с другими принять уча­ стие в тушении пожара... В пунктах особенно опасных в пожарном отношении поставить ночных сторожей по наблюдению за безопас­ ностью зданий и складов и подачи тревоги на случай возникновения пожара для вызова пожарной дружины при посредстве сигнальных рожков, которыми они должны быть снабжены». Помимо этого, Хозяйственному отделу Управления постройки было поручено в 1916 году загото­ вить и разослать по линии Кандалакша - Кола: 4 пожарных насоса: 15 пожарных труб с двумя цилин­ драми на 2-х колесах; 12 бочек на 2-х и 4-х колесах с дышлами или оглоблями на 40 ведер (по совре­ менной мере объема жидкости - 492 литра); 17 пожарных деревянных бочек с ручным дышлом на 25 ведер (307 литров); 20 пожарных топоров с кирками; 17 топоров железных с чехлами и поясами; 50 железных ломов; 6 складных деревянных лестниц длиной 12 аршин (по современной мере длины - 8,53 м); 15 деревянных лестниц с двумя зубчатыми крючками длиной 6 аршин (4,3 м); 32 железные кошки двухлапчатые с железными цепями на 1 аршин (0,71 м) и канатами на 10 саженей (21,3 м); 3 брезента; 12 багров; 30 железных багров на деревянных шестах длиной 6 аршин (4,3 м); 83 желез­ ных ведра; 20 огнетушительных патронов "Антипиръ» (наполненные жидкостью химического состава, жестяные коробки длиной примерно 51 см, при использовании которых необходимо было разломать упаковку и вылить вещество на пламя); 30 факелов; 17 медных касок. Также для тушения пожаров на участках железнодорожного пути было разрешено применять парово­ зы, снабженные пожарными рукавами (специальное название гибкого трубопровода (шланга) для транс­ портирования огнетушащих веществ), соединительными муфтами и брандспойтами (устаревшее название пожарных стволов - устройств для формирования и направления струи воды или пены в зону горения). Первые профессиональные пожарные служители на Кольском Севере появились зимой 1917 года. Тогда в Романов-на-Мурмане сформировали две пожарные команды: первую - Кольской базы Отряда судов Обороны Кольского залива (коротко - пожарная команда Кольской базы, или другое ее наиме­ нование - Базская пожарная команда); вторую - Мурманского торгового порта (коротко - портовую по­ жарную команду). Обе команды подчинялись начальнику противопожарной охраны Кольского района. Следует отметить, что особенностью становления города являлось преобладание здесь воен­ но-морского фактора. В связи с этим именно приказом М орского Министра №16 от 21 января 1917 года была учреждена должность начальника противопожарной охраны Кольского района. В названии этой структурной единицы штатного расписания тогда подразумевался Кольский (в последующем - Мурманский) укрепленный район, в территорию которого входили города Александровск, Кола, Рома­ нов-на-Мурмане, пос. Дровяное, Мурманский берег и полоса Мурманской железной дороги. Предположительно в 1 9 1 7 году снято место ди с­ локации особого пожарного обоза в поселке при станции III класса М урман и пристани. ПО СТРАНИЦАМ ОГНЕННОЙ ЛЕТОПИСИ 3

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz