Яхичев, Федор. По страницам огненной летописи : краткая история пожарной охраны Мурманской области : год, век, эпоха, 1899-2022 / Федор Яхичев ; при участии к.ф.н. Михаила Захарова. - Мурманск : [б. и.], 2022 (ИП Горянников). - 96 с. : ил., портр.
Правда, в отличие от вольных пожарных команд центральной России, члены общественных объ единений пожарной охраны из числа представителей малочисленного коренного народа Крайнего Севера - саами - выезжали на тушение пожаров не на конных пожарных ходах, а на санях (по-саамски - соан) с северными оленями в упряжках. Одной из ярких страниц истории пожарного добровольчества и в целом пожарной охраны России в начале XX века стала благотворительная и гуманитарная деятельность, традиции которой нашли свое отражение при организации сборов на усиление обороноспособности страны, помощь воен нослужащим на фронте и жертвам боевых действий в ходе Второй мировой войны и более поздних вооруженных конфликтов. Так, с начала трагических событий Второй Отечественной, как по аналогии с Отечественной вой ной 1812 года в Российской империи называли конфликт между двумя коалициями держав Антанты и стран Тройственного союза, широко развернулось благотворительное движение среди различных об щественных организаций. Собирать благотворительные средства на помощь фронту призывало и Им ператорское Российское Пожарное Общество (ИРПО). Оно было создано 15 июня 1892 года на съезде русских деятелей пожарной охраны и заложило традиции пожарного добровольчества, преемником которых в настоящее время выступает Всероссийское добровольное пожарное общество (ВДПО). 12 августа 1914 года по инициативе князя, камергера двора Его Императорского Величества, действительного статского советника, организатора противопожарных мероприятий и председателя ИРПО с 1894 по 1916 годы Александра Дмитриевича Львова, было принято решение о преобразова нии под санитарный поезд подвижного состава Передвижной Пожарной Выставки (торжественное ос вящение первой Всероссийской передвижной пожарной выставки на ладье "Первенец» состоялось 20 июля 1897 года в Санкт-Петербурге, а открытие такой же выставки на специальном пожарном поезде произошло 18 мая 1899 года на Варшавском вокзале Северной столицы). Одновременно был избран особый Комитет по сбору пожертвований. На собранные средства в том же году были организованы три военно-санитарных поезда. Повсеместно проводились и так называемые кружечные сборы. Они позволяли благотворителям самостоятельно определяться с сум мой пожертвования. Для таких жертвователей ИРПО выпускало специальные знаки, целью которых являлась демонстрация личного патриотизма и одновременно агитация благотворительного движения среди населения. В настоящее время один из таких жетонов «Пожарные солдатам», произведенных в период с 1914 по 1917 годы на Санкт-Петербургской фабрике жестяных изделий М. Кока и М. Бирман, пред ставлен в экспозиции самой северной в России пожарно-технической выставки «Галерея безопасно сти М урманской области». Впрочем, затянувшийся на Кольском Заполярье период добровольного коллективного взаи модействия в деле борьбы с огнем прервали события Первой мировой войны (28 июля 1 9 1 4 года - 11 ноября 1918 года). 10-е годы XX века Весной 1915 года на Кольский полуостров прибыли первые отряды строителей железной дороги и морского порта в Семеновской бухте Кольского залива Баренцева моря. Уже в следующем году в новом портовом поселении (первое его название - пос. Семеновский; с 4 октября 1916 года - город Романов-на-Мурмане; с 3 апреля 1917 года нынешнее наименование - город М урманск) возникли три небольших жилых района: Портостройка, Железнодорожный поселок и Базстройка. Одновременно с организацией портов на правом берегу Кольского залива и на восточном побережье Кандалакшского залива (в пос. Кандалакша (город - с 1938 года) деревянную при стань, с подведенной к ней железнодорожной веткой, соорудили в 1915 году) стали появляться новые пристанционные поселки по линии М урманской железной дороги. Это потребовало срочной организации противопожарных мер, необходимых для предупреждения и тушения пожаров в соз даваемых населенных пунктах. С 15 декабря 1915 года на основании циркуляра Технического отдела Управления по построй ке железнодорожных линий Петрозаводск - Сороцкая Бухта и Мурманской железных дорог (корот ко - Управление постройки) на станциях IV класса и разъездах начали устраивать небольшие обозы, 2 ПО СТРАНИЦАМ ОГНЕННОЙ ЛЕТОПИСИ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz