Яхичев, Федор. По страницам огненной летописи : краткая история пожарной охраны Мурманской области : год, век, эпоха, 1899-2022 / Федор Яхичев ; при участии к.ф.н. Михаила Захарова. - Мурманск : [б. и.], 2022 (ИП Горянников). - 96 с. : ил., портр.

гражданским организациям. Первого апреля 1922 года инвентарное имущество 3-й пожарной части Мурвоенпорта передали во временное пользование пожарной охране М урманского торгового порта, начальником которой тогда являлся товарищ Прохоров (возможно - Прохоров Алексей Федорович). Поясним данное предположение. В советские годы старейшим работником Пожарной охраны города Мурманска был признан Прохоров Алексей Федорович (1879 года рождения; с. Хатикино Кузнецовского округа Саратовского края; в годы Великой Отечественной войны - рядовой боец во­ енизированной городской пожарной команды №1 Отряда ВПО НКВД г. Мурманска). Об этом имеется соответствующая запись в «Книге Почета» за 20 апреля 1951 года. Как указано в тексте под фотогра­ фией А.Ф. Прохорова, он начал работать в пожарной охране с 15 сентября 1921 года. Однако в Книге личного состава М урманской Городской Пожарной охраны НКВД за 1939 год в графе его стажа работы в пожарной охране указан 1927 год. В другом документе (характеристике от «Правления М урманского торгового порта») записано, что товарищ Прохоров работал в должности начальника Пожарной охраны порта с 15 марта 1922 года по апрель 1923 года. В связи с этим имеют место быть две версии: ошибка одного из кадровых работников при заполнении личных данных; или боец А.Ф. Прохоров - однофами­ лец начальника портовой пожарной команды в 1922 году. По списку передаваемого имущества пожарной охране М урманского торгового порта можно понять, какими средствами для оповещения и тушения пожаров тогда располагали огнеборцы 3-й пожарной части Мурвоенпорта. Так, в документе от 15 марта 1922 года значились: 8 лошадей; 2 ломовые телеги и 2 ломовых са­ ней (ломовой извоз предназначался для транспортировки тяжелых грузов); 1 легковые сани; 1 зимняя линейка; 2 зимних хода с бочками; 1 летняя линейка; 2 летних хода с бочками; 2 дубовые бочки; 1 паровая машина «Густав Лист»; 2 ручные пожарные трубы и 2 качалки к ним; различных в поперечнике и длины пожарные рукава; 1 забирный (заборный) рукав (современное название - напорно-всасыва- ющий); 1 тройник; 3 резиновых ствола; 10 разного диаметра медных стволов; 1 металлический ствол, обшитый кожей; 1 брезент; 1 дымовая маска и комплект принадлежности к ней; 9 ломов; 5 багров; 1 универсальный крю к; 1 французская лестница; 1 английский гидропульт; 1 гидропульт «Костыль»; 1 пожарное ведро и 3 ведра для воды; 41 огнетушитель; 3 факела; 6 керосиновых и 4 керосино-калиль- ных фонарей; 1 электрический фонарь; 1 фонарь к машине; 1 спасательная веревка; 1 телефонный аппарат; 3 медных колокола. Эвакуация пожарной команды Моркома со всем имуществом состоялась 16 мая 1922 года. Огне- борцев перевели в Кронштадтский военморпорт. Их передислокация на Балтику была логичным реше­ нием, так как город-крепость в Финском заливе, как и в М урманске, охраняли городская и флотские пожарные команды. Оставшиеся на Севере в малом числе развоенизированные пожарные состояли в Портовой пожарной охране. Причем последняя являлась на тот момент единственной для всего города. Пожарная команда Мурманского торгового порта. 1 июля 1923 года. Церковный колокол размещен у входа в пожарное депо. ю ПО СТРАНИЦАМ ОГНЕННОЙ ЛЕТОПИСИ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz