Драматический театр Северного флота: 1935 – 2020 : дайджест / МБУК Североморская централизованная библиотечная система, Центральная городская библиотека имени Л. А. Крейна, Информационно-библиографический отдел ; составитель и компьютерный набор: В. Самойлик ; редактор: Ю. Солнцева. – Североморск : [б. и.], 2020. – 196 с. – (К 85-летию театра).
97 РСФСР А. Журавлева и артист В. Вдовин) и жениха их дочери Леонида (артист Ю. Кондрашов). У них даже разговора не получается такого, где бы они могли найти общую точку душевного соприкосновения. Бронников и Касьяновы настолько далеки друг от друга, что, говоря об одном, они в сущности говорят о совершенно разных вещах. Только дочь Касьяновых Ольга (артистка В. Федорова) понимает Бронникова. Что же заботит семью Касьяновых? Быстрейшее окончание ремонта квартиры. И им дела нет до того, что на потолке нарисованы какие-то «амуры». Тем более что они – хозяева квартиры. Для искусствоведа же Бронникова «амуры» не просто рисунки. Они – свидетели творчества поэта, когда-то давно проживавшего в этой квартире. И он против бездумного закрашивания «амуров». Они для него не просто детали комнатного интерьера, а символ духовной культуры. Наподобие старинных стенных росписей, которые сейчас с такой любовью восстанавливают реставраторы в их изначальной первозданности. Автор пьесы А. Арро как бы сталкивает два начала – духовное и приземленное. Да, не земное, а именно приземленное. Бронников и его позиция, в общем-то, понятны. И грусть автора тоже понятна. Бронников не одержал решительной победы. Разве что только чуть-чуть сдвинул позиции Касьяновых. Но кто же такие Касьяновы? Современные мещане, для которых личная машина, дача и престижный японский видеомагнитофон закрыли весь остальной мир? Вовсе нет. Очень обыкновенные, даже по-своему симпатичные люди. Сам Касьянов служил когда-то в морской пехоте. И при случае может «блеснуть» былой «морпохотной» удалью. И супруга вызывает симпатию. Разве что Леонид, жених Ольги, вызывает чувство настороженности. Где-то лихо достает краски. Угодить будущему тестю стремится. Добытчик! Но в пьесе в лоб не сказано, что Леонид – хапуга. И все же… «Иду мимо стройки – краску дают…». И понятно зрителям – на стройках нет лавочек. Следовательно, соображайте сами, кто он. Но о чем же все-таки предлагается погрустить зрителю? О том, что Бронников не одержал решительной победы? Да, и об этом тоже. Но больше о том, что в повседневных заботах у людей как бы выветривается духовное начало. Именно выветривается. Не может быть, чтоб их в школе не учили понимать стихи, музыку. Но со временем бледнеет интерес к «Последнему дню Помпеи», «Царской невесте», статуям римского зала в Эрмитаже. И об этом предлагается погрустить. И, может, вспомнить былой интерес к прекрасному. Может возникнуть вопрос: а есть ли тут какая-то проблема? Неужели интерес к культурному наследию и вообще к произведения культуры требуется подогревать? Вспомним, какая волна возмущения поднялась в Ленинграде, когда по чьему-то недомыслию начали ломать «Асторию». Толпы пришли. Значит, дорожит народ своим духовным наследием? Тогда зачем копья ломать? Надо ломать. Если нашлись люди, выступившие на защиту «Астории», значит, нашлись и такие, которые решили ломать. И, кстати (точнее, совсем некстати!), именно они и одержали верх. А кому не приходилось видеть на памятниках архитектуры и скульптуры грязные надписи? Или вспомните изуродованную ограду Михайловского сада. Кто портит и ломает? Да и зачем далеко ходить? Изрезанные стулья в Домах офицеров. Изуродованные скамьи в городском парке. Не есть ли это звенья одной цепи, имя которой – серость? Следовательно, есть о чем говорить? Но вернемся к спектаклю. На наш взгляд, актеры старательно готовились к спектаклю. И этим пока все сказано. Может, декорации следовало бы поярче сделать? Конечно, в квартире идет ремонт. Это понятно. Но одно дело навевать ощущение лиричной грусти, и совсем другое – скучной унылости. Уже в самом названии «Пять романсов…» слышится музыкальность. И вот здесь, думается, зритель несколько разочарован. Сама по себе музыка удачно сопровождает действия, разыгрываемые на сцене. А вот исполнение романсов артистами представляется спорным. Сейчас даже самые голосистые вокалисты не рискнут выступать со сцены без микрофона. И зрители в зале
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz