Драматический театр Северного флота: 1935 – 2020 : дайджест / МБУК Североморская централизованная библиотечная система, Центральная городская библиотека имени Л. А. Крейна, Информационно-библиографический отдел ; составитель и компьютерный набор: В. Самойлик ; редактор: Ю. Солнцева. – Североморск : [б. и.], 2020. – 196 с. – (К 85-летию театра).

88 Женщина в телогрейке тяжелой походкой выходит на коммунальную кухню, слегка скандалит с соседями и вдруг еще тяжелее опускается на табуретку. У нее горестное лицо, каждое едва заметное движение выдает невероятную усталость. Такой «нарисовала» свою героиню в начале действия актриса М. Конторина и сразу так убедительно, что зритель поверил – это та Дарья Власьевна, которая помнит и хлеб блокады, и бомбежки врага, и смерть близких. С потрясающей простотой и задушевностью раскрывает характер русской женщины актриса флотского театра. Кажется, не играет, а живет в роли, так органична Дарья Власьевна в скромной обстановке ленинградской квартиры, так узнаваема своими достоинствами и недостатками, так естественны порывы ее души. У героини война забрала трех сыновей, сама чудом выжила, суровой зимой отвозила на кладбище своих соседей. Большое горе живет в этой немолодой женщине, и актриса передает ее состояние психологически достоверно. Дарья Власьевна, чтобы заглушить нестерпимую боль, постоянно бывает на людях, но проходит минута - и она становится поддержкой для других. Действие происходит уже после Победы. Но война живет в душах людей, их судьбах, настигает некоторых через годы. Вот вернулся с фронта Игорь Логунов (артист А. Агафонов), все его родные погибли в блокаду. Комната в коммунальной квартире занята другими жильцами. Важный психологический момент в спектакле: герой приходит к родному дому, которого уже нет. К сожалению, А. Агафонов не смог создать убедительный образ офицера-фронтовика, найти нужные выразительные средства. Игорь Логунов – герой особый. Из поколения, которое досрочно мужало на войне. Тяжкая ноша ее делала ребят несколько суровыми, мужество, героизм, фронтовое братство для них были нравственной нормой. Актер очень однотипно воссоздает духовный опыт своего героя. Ключевой психологический момент, возвращение фронтовика домой, у А. Агафонова выглядит схематично. Вчерашняя фронтовичка Катя (артистка С. Шиманская) – характер большой сосредоточенности и внутренней цельности. Но для роли актриса отобрала чересчур сдержанные краски. Судьбы героев ленинградской «коммуналки» тесно переплетаются. Несколько с вызовом играет роль далеко не идеальной Елизаветы актриса В. Федорова. Но наиболее сильно в этом своеобразном ансамбле звучит голос Дарьи Власьевны, которая становится как бы живой нравственной мерой для окружающих, матерью человеческой. Ни одной фальшивой ноты не прозвучало в этом образе. Как искреннее радуется героиня М. Конториной жизни, какая неистовая в ней любовь к своему городу, как нужна она людям! Актриса создала образ большой притягательности. Дарья Власьевна становится как бы символом ленинградки, которая выстояла там, где, казалось, уже немыслимо было выстоять. О ней и тысячах подобных прекрасных женщин Ольга Берггольц писала стихи в блокадные дни. «Дарья Власьевна, соседка, здравствуй!» - эти стихи поэтессы звучат в спектакле и усиливают его эмоциональное воздействие. Мы снова встречаемся в той же коммунальной квартире с героиней, уже смертельно больной после выпавших испытаний. Здесь ее образ достигает наивысшего драматического накала. Сама роль М. Конториной – это восхождение от трагического к оптимизму. День снятия блокады, 27 января, Дарья Власьевна скромно отмечает с соседями, с которыми давно сроднилась. Дорогой сердцу каждого ленинградца праздник – это итог большой, исполненной драматическими событиями и великим мужеством жизни несгибаемой ленинградки Дарьи Власьевны, ее земляков. Люди уходят, а город остается все таким же прекрасным и гордым. И мы смотрим на Ленинград глазами героини. У Дарьи Власьевны с родным городом одна судьба. В. Некрасова Североморская правда. – 1985. – 19 октября. – С. 3.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz