Драматический театр Северного флота: 1935 – 2020 : дайджест / МБУК Североморская централизованная библиотечная система, Центральная городская библиотека имени Л. А. Крейна, Информационно-библиографический отдел ; составитель и компьютерный набор: В. Самойлик ; редактор: Ю. Солнцева. – Североморск : [б. и.], 2020. – 196 с. – (К 85-летию театра).
84 Пьесы Бальзака в принципе не имели особого успеха у современников и даже подвергались запретам. Они стали утверждаться на сцене лишь после смерти их автора, а по- настоящему были оценены только лишь спустя столетие. В 1936 году «Мачеха» появилась в репертуаре Московского театра им. М. Ермоловой, в 1940 году за постановку этого спектакля взялся Русский театр им. А. Грибоедова в Тбилиси. Спустя 6 лет, в 1946 году, «мещанская», по определению самого автора, драма ставилась на сцене Томского драматического театра. Настоящим же бум «ложнородственных связей» на территории бывших советских республик пришелся на конец XX – начало XXI столетия. В 1998 году спектакль поставил Одесский театр русской драмы имени А. Иванова. В 2000 году творческую эстафету принял столичный Малый театр. Затем «Мачеха» поочередно блистала на подмостках Санкт- Петербургского государственного драматического театра на Литейном, Калужского государственного драматического театра и Крымского академического русского драматического театра им. М. Горького. И вот наконец добралась до Заполярья. Фабула спектакля довольно проста, но сюжетных линий предостаточно. Гертруда (заслуженная артистка России Наталья Долгалева), бывшая гувернантка, выйдя замуж за старого генерала, графа де Граншана (Виктор Смольков), тайно изменяет ему. Она давно влюблена в управляющего делами графа (Алексей Макаров) и надеется со временем выйти за него замуж. Но подрастает ее падчерица (Елена Балакирева)… Адская смесь из сказок а-ля «Морозко» и «Мертвой царевны» А. С. Пушкина и шекспировской «Ромео и Джульетты», помноженная на проблемы зарождающегося капитализма и трудности переходного исторического периода, всегда находила дорогу к зрителю. В советские времена пьеса читалась как шарж на буржуазное общество. В современных театрах ее представляют как мелодраму. Вечная как мир история любви, ревности и предательства в постановке народного артиста России Юзефа Фекеты, главного режиссера Драматического театра Северного флота, обрела индивидуальные черты. На первый план у него вышла личная трагедия стареющей женщины, обуреваемой высокими и низменными страстями, бессильной обмануть судьбу- злодейку. Образ Мачехи в трактовке Натальи Долгалевой получился не просто сложным и многомерным, но и сугубо личным. Совсем не случайно Юзеф Фекета изменил жанровую формулировку пьесы, окрестив ее «интимной драмой». Во избежание нежелательных ассоциаций режиссер даже предусмотрительно снабдил программку спектакля словарной статьей,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz