Драматический театр Северного флота: 1935 – 2020 : дайджест / МБУК Североморская централизованная библиотечная система, Центральная городская библиотека имени Л. А. Крейна, Информационно-библиографический отдел ; составитель и компьютерный набор: В. Самойлик ; редактор: Ю. Солнцева. – Североморск : [б. и.], 2020. – 196 с. – (К 85-летию театра).
62 Да, артистами стали. Именно с молодыми, выступившими вместе с заслуженными и народными, состоялись значительные постановки: «Жестокие игры», «А вдруг это любовь?», «Ревизор». Комедийный шедевр Гоголя - особая метка театра. Удалось достаточно оригинально прочитать известный сюжет, создать спектакль-метафору, добиться слаженности от исполнительского ансамбля, воспитать на «Ревизоре» не одно поколение зрителей. Сегодня повод для гордости - новый вариант постановки пьесы Алексея Дударева «Рядовые». В ней выведен почти весь мужской состав труппы. На смену легендарным флотским артистам вышли бывшие салаги. И - прекрасно справились с задачей. «Рядовые» достойно прошли испытание московскими гастролями в Театре Советской армии. Одна из последних премьер - «Элькино золото, или Еврейское счастье» Й. Бар-Йосефа: трогательная история про еврейское семейство, в сердцевине которого - безграничная любовь матери к каждому из своих успешных или непутевых сыновей. Спектакль собрал воедино разные актерские поколения и зазвучал, как сыгранный «еврейский оркестрик». В нем - настоящем шедевре от Фекеты - блеснули и опытнейшая Долгалева, и набравшие силу Гудин, Макаров, Блохова, Пастер. Оставляет приятный, чуть насмешливый след в душе самая последняя вещь - детективная комедия «Ловушка для одинокого мужчины» Робера Тома. Смотришь и лишний раз убеждаешься: у главрежа есть свой уверенный почерк. Интрига мастерски закручена. Посыл - «телеграмма» залу, внятная и доступная любому; берущая за душу музыка, опытные артисты, рискующие играть «на разрыв аорты». Будто каждый спектакль - единственный и неповторимый. Каждый как последний. Да так, в сущности, оно и есть. Так, наверное, и нужно служить театру. Его мелодия Есть поговорка: «Что имеем - не храним, потерявши - плачем». Впрочем, сегодня не слишком зацикливаются на том, что остается за спиной. Девиз: «Дальше, дальше…». Но все-таки важно иногда «остановиться, оглянуться», осмыслить настоящее, да и прошлое. Что теряет Мурманск с уходом главного режиссера театра Северного флота Юзефа Фекеты? Я думаю, многое. В памяти останется та атмосфера, которая сложилась благодаря команде этого человека. Был у зрителей - верю! - особый праздничный ритуал: отправиться на премьеру в ТСФ. В фойе всегда царила особая торжественность, волнение витало в воздухе. Да, помещение флотского пристанища Мельпомены не отличалось большим шиком. Клубное здание весьма неказисто. Скромное фойе. Тесный буфет. Не самые удобные кресла. Предательски «протечные» стены - сколько ни ремонтируй. У артистов нет настоящих гримерных, ютятся в комнатках с трельяжными зеркалами, закулисье мизерное. И тем не менее у ТСФ год за годом сложился свой почерк, своя манера общения с залом. Да, у театра Юзефа Фекеты - своя публика. Она в хорошем смысле слова простодушна, доверчива. Дамы приходят нарядные. Мужчины - подтянутые, с офицерской выправкой. В конце каждой премьерной постановки - долгие овации, корзины цветов. По окончании вечера к зрителям, как правило, выходил сам Юзеф Васильевич. Властным жестом останавливал желающих ринуться в гардероб! Благодарил за внимание к театру. Рассказывал о планах. Хвалил коллег. Чувствовалось, что режиссеру очень важен контакт с аудиторией: обратная связь, отклик. Думается, театр Юзефа Фекеты не только в наших воспоминаниях остается. Главреж создал неплохую творческую «закваску» в душах самих актеров, в сердцах публики. Можно разрушить (порою - в прямом смысле слова) здание. Но остается фундамент. В нашем случае он крепкий. Тридцатилетнее служение театру его главного режиссера не пустой звук. Это - мелодия. И она запомнится. Запомнится северянам и лицо самого Юзефа Васильевича. С годами он, кажется, не меняется. Сухопарый, подвижный, всегда в порыве, в жесте. В прекрасной спортивной форме. Кричащие, жесткие (этакие буравчики!), насквозь видящие собеседника глаза. Во всю щеку, от нижнего века до скулы - глубочайшая складка. Говорят, такие бывают у людей, постоянно
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz