Драматический театр Северного флота: 1935 – 2020 : дайджест / МБУК Североморская централизованная библиотечная система, Центральная городская библиотека имени Л. А. Крейна, Информационно-библиографический отдел ; составитель и компьютерный набор: В. Самойлик ; редактор: Ю. Солнцева. – Североморск : [б. и.], 2020. – 196 с. – (К 85-летию театра).
6 Эстрадные программы ставились Н. Е. Кретовым, творческий почерк которого отличали выдумка, яркость красок, увлечѐнность работой. «Гвоздѐм» эстрадных программ стали номера в исполнении артистов Н. Е. Волохова, С. Г. Аханова, В. А. Голубева (музыкант оркестра), Е. П. Исаева, Р. М. Киссельмана, особенно шуточный русский лубок с его разнообразием тем и приѐмов. Концерты в первое лето войны сопровождались почти всегда какими-нибудь неожиданностями. Больше всего докучала вражеская авиация. «Как-то однажды, в яркий солнечный августовский день шѐл концерт в одной из авиационных частей. Ставили скетч «В отеле». По ходу действия артистка П. Мухаринская «упаковывала» своего партнѐра в портплед и завязывала его ремнями. Едва она закончила эту несложную операцию, как объявили воздушную тревогу. Зачастили зенитки. Все разбежались кто куда. А артист Ильясов лежит завязанный, и Мухаринская от волнения долго не может справиться с ремнѐм». После отбоя Ильясов снова дал себя запеленать и скетч, ко всеобщему удовольствию, был доигран до конца. В годы Великой Отечественной войны театр пополнился новой группой артистов. Художественным руководителем был приглашѐн молодой режиссѐр В. Н. Плучек (ставший затем народным артистом СССР и руководителем Московского академического театра Сатиры). Укрепил театр и много сделал для его творческого роста начальник В. З. Радомысленский (заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор школы-студии МХАТ). Индивидуальным творческим почерком отличались сценографические и режиссѐрские работы М. В. Сулимова (народный артист КазССР, профессор, декан постановочного факультета ЛГИТМиКа). С 1942 года театр продолжил работу по созданию спектаклей. Основой репертуара стали спектакли на военно-патриотическую тему. В период разворачивающегося партизанского движения была осуществлена постановка пьесы В. Л. Дыховичного «Шумят леса», написанная совместно с постановщиками и специально для театра Северного флота. В театре Северного флота в одном из первых в стране в 1942 году были поставлены пьесы К. Симонова «Русские люди» и А. Корнейчука «Фронт». Константин Симонов передал труппе театра авторский экземпляр своей новой пьесы и помогал в работе над спектаклем. Он присутствовал на репетициях, вносил правки и отправлял их в Москву в театр им. Ленинского Комсомола, где также шли репетиции этой пьесы. Премьера состоялась 2 июня 1942 года. В те дни, когда шли бои под Москвой и под Сталинградом, театр играл «Русские люди» каждый день, иногда по 10-12 раз подряд. Т. М. Шикина исполняла роль Вали Онощенко. Роль Сафонова, главного героя пьесы, сыграл артист М. А. Исаев, который писал позднее: «…порученная мне роль Сафонова была не столько сложная, сколько ответственная. Я понимал, какая большая моральная и патриотическая сила заложена в этом образе. Работая над этой ролью, хотелось показать нашим морякам, лѐтчикам, пехотинцам такого героя Отечественной войны, который был бы ярким примером для всех. Я помню, как после спектакля ко мне подошли бойцы и сказали: - Спасибо! Мы едем в Сталинград. И будем бить немцев, как ты в пьесе говорил – до тех пор, пока последний из них не будет вот здесь, под ногами у меня!.. Они крепко пожали мне руки и ушли сильные, уверенные в победе, в правоте своего дела». Ни одна пьеса, над которой работал в ту пору театр, не вызывала столько горячих дискуссий, сколько вызвала пьеса А. Корнейчука «Фронт». Ставить ли эту пьесу? Справится ли театр со столь сложной проблемой? Получится ли спектакль? Вокруг каждого из этих вопросов разгорались горячие споры. Конец дискуссии положил приказ Командования Флота. Ставили спектакль режиссѐры В. 3. Радомысленский и В. А. Мехнецов. Одна из главных ролей - командующего фронтом Горлова - была поручена тогда ещѐ молодому артисту театра Е. Б. Кузнецову (впоследствии ведущий артист театра Сатиры, заслуженный артист РСФСР, популярный артист советского кино), для которого эта роль явилась первой крупной удачей, выдвинувшей его в число ведущих актѐров театра.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz