Драматический театр Северного флота: 1935 – 2020 : дайджест / МБУК Североморская централизованная библиотечная система, Центральная городская библиотека имени Л. А. Крейна, Информационно-библиографический отдел ; составитель и компьютерный набор: В. Самойлик ; редактор: Ю. Солнцева. – Североморск : [б. и.], 2020. – 196 с. – (К 85-летию театра).

34 призовет его жизнь завтра или послезавтра. Здесь многое зависит от самостоятельности художника. В доверии к нему, думается, заложена главная гарантия того, что мы, наконец, увидим на сцене полноценное искусство. Не инструкция, а художник должен определить, какие актеры ему нужны, сколько им платить, какие пьесы ставить. Что же касается хозрасчета, о котором нас часто спрашивают и зрители на встречах, то, по моему личному убеждению, в полной мере в театре он не приемлем. Как и в культуре вообще. Материальные затраты пока таковы, что пришлось бы в несколько раз увеличить цены на билеты, а на это мы пойти не можем. Но вместе с тем государственные дотации развращают, расхолаживают людей. Нужны не дотации, а плановые бюджетные расходы на театр, заложенные изначально в централизованном порядке. Это заставить думать о разумных формах хозрасчета. Элементы его должны быть в театре, чтобы материально стимулировать творческих работников. Чтобы получить доход, они должны быть заинтересованы в качестве своего труда, его объеме. Надо и в театре переходить на новую форму оплаты – по труду. У человека должна быть социальная защищенность – минимальная ставка, а свыше он должен получать только от спектакля: чем выше качество постановки, актерской и режиссерской работы – тем больше зрителей в зале. Из этих доходов необходимо создавать и поощрительный фонд. - Юрий Тимофеевич, насколько я знаю, некоторые сдвиги и перемены в театре уже есть. Самое приятное событие – театр встречает свой 50-й сезон в новом здании… - Это действительно событие. После долгих скитаний по чужим углам мы наконец обрели свой дом. Помещение не новое, оно требует ремонта, но достаточно просторное. Хотя наш театр по природе своей разъездной – он предназначен для обслуживания флотских гарнизонов, но теперь, думается, мы сможем давать некоторые спектакли и на стационарной сцене. Это хороший стимул для накатки мастерства: ведь рядом с нами сильный конкурент – областной драмтеатр. Мы обрели право самостоятельно отбирать драматургический материал. Обновился состав: пришли молодые актеры, сменились режиссеры. Александр Петрович Шарапко работает у нас второй сезон, но его первые постановки: «Пять романсов в старом доме», «В кольце тишины», «Филумена Мортурано» получили хорошую оценку, признание у зрителей. Недавно прибыл в театр другой режиссер – Ю. В. Фекета, за плечами которого богатый опыт, неординарные работы. С будущего года обещают расширить самостоятельность театра по многим позициям. Сейчас мы обсуждаем возможность перехода на контрактно-договорную форму работы, в которой зафиксированы права и обязанности каждой из сторон. Это не только развязывает нам руки, но и налагает большую ответственность. Если театр не сумеет в новых условиях выполнить свои творческие задачи, может встать вопрос о его роспуске и создании нового. Вот так. - И все же, на мой взгляд, исходной, отправной точкой в театральной перестройке должна служить репертуарная политика. С некоторой завистью мы смотрим афиши Мурманского драмтеатра, где значатся имена и названия смелые, острые, интересные. Ведь когда мы говорим о приобщении зрителя к литературе высокого уровня, то мы имеем в виду, что он приедет не «на режиссера», а на «драматурга». Встает вопрос об авторском театре. Увидим ли мы на флотской сцене пьесы Галина, Разумовской, Петрушевской, Булгакова, современную зарубежную драматургию? Каким вообще вам видится будущее лицо театра? - Красивым и умным… Ну а если без шуток, то вы, конечно, правы. Театр должен четко представлять, для кого он работает, что хочет сказать, и в соответствии с этим отбирать репертуар. Мы не будем повторять пути наших коллег – у них несколько другие задачи, широкий круг зрителей. У нашего театра он более определенный. Но это не значит, что мы должны лишать флотского зрителя возможности видеть те пьесы, которые приходят сейчас на сцены страны. Они будут в репертуаре театра. Но вместе с тем надлежит помнить и о своей принадлежности к флоту, о том, что ведущей темой должна оставаться все же военно-патриотическая направленность. Это, однако, не значит, что мы будем брать в репертуар всякие пьесы, даже откровенно слабые, где лишь выдержана ориентация на внешнюю принадлежность к теме. Сейчас наша режиссура

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz