Драматический театр Северного флота: 1935 – 2020 : дайджест / МБУК Североморская централизованная библиотечная система, Центральная городская библиотека имени Л. А. Крейна, Информационно-библиографический отдел ; составитель и компьютерный набор: В. Самойлик ; редактор: Ю. Солнцева. – Североморск : [б. и.], 2020. – 196 с. – (К 85-летию театра).
33 вошедшие в «золотой фонд»: «Отелло», «Давным-давно», «Егор Булычев и другие», «Как закалялась сталь», «Порт-Артур», «Кремлевские куранты». С гордостью можно сказать, что на нашей сцене были поставлены лучшие пьесы военно-патриотической, флотской тематики. Работа театра, отдельные спектакли были неоднократно отмечены грамотами. За боевые заслуги и доблестный труд в Великой Отечественной войне многие артисты были награждены орденами и медалями. В более поздние годы спектаклю «Торопись успеть» по пьесе писателя- североморца Л. Крейна была присуждена медаль имени А. Д. Попова. - Вспоминать о хорошем всегда приятно. Но ведь театр знал не только взлеты. Последние два десятилетия отмечены утратой многих завоеванных позиций, неопределенностью художественных концепций, снижением уровня постановок. И как следствие – потеря зрительского интереса, престижа театра. - Да, прямо скажу, к началу 80-х годов театр пришел в плачевном состоянии. Причин много, одна из них – уход из театра И. Шойхета в 1968 году. Ушел не просто режиссер – ушел лидер, который создавал, знал, пестовал театр как свое родное детище. Началась чехарда с главными режиссерами: они менялись почти каждые три года. А вместе с ними бесконечно менялись и художественные принципы, методология, что сказалось на творческом облике коллектива. Временные руководители не очень-то бывали озабочены сохранением традиций, высокого уровня профессионализма актерского состава. Ветшала и материальная база. - Многие зрители причину своего «охлаждения» видят в бесконфликтности театра, его стремлении уйти от острых, волнующих тем… - Годы застоя не могли не отразиться и на жизни флотского театра. Да и сам зритель существенно изменился за это время: в душе людей постепенно исчезла потребность общения с подлинно художественными произведениями. Взамен высокого искусства в литературе, музыке, живописи предлагался некий эрзац. Мы привыкли к нему. К сожалению, театр поздно заметил эти изменения, продолжая традиционную для последних лет линию на облегченный, иногда откровенно конъюнктурный репертуар. Сыграл свою роль и командно-нажимной метод руководства театром, когда репертуарную политику порой определяли люди, весьма приблизительно разбирающиеся в искусстве. Иногда выбор пьесы диктовался не ее художественными достоинствами, а наличием в ней персонажей в форме. - Сегодня в театральном деле, как и во всех других творческих сферах, происходит ломка старых, общепринятых установок, идет поиск путей дальнейшего развития театра. В какой степени эти преобразования коснулись флотского коллектива? И какие проблемы требуют своего разрешения в первую очередь? - Сейчас много разговоров вокруг экономических факторов. Некоторые театры делают ставки на них. Я, честно говоря, очень сомневаюсь, что это единственно верный путь: вряд ли прежними методами и на старой базе можно поправить дела. Да у нас и нет таких возможностей: ведь наш театр не хозрасчетный. Возвращение доброго имени должно произойти за счет качественного роста, развития творческого потенциала. Но не будем пренебрегать и экономическими факторами. Смотрите, какой парадокс: театр, адресованный в первую очередь молодому зрителю, не имел в труппе хоть бы небольшой группы молодых, крепких в профессиональном отношении актеров. Поэтому многие надежды связываются с появлением в творческом составе молодежи. Далее: нужен организатор спектакля – режиссер. И главное, нужен художественный руководитель, человек, обладающий четким программным видением, способный выдвинуть и воплотить свои идеи. Потребность в такой личности очень велика. Добавьте сюда общие беды: острую нехватку жилья, низкие ставки, множество запретительных и ограничительных инструкций и т.д. и т.п. Театр – дело живое, его структура должна быть гибкой, подвижной, она не может существовать в застывших, окостеневших рамках. Даже имея определенную платформу, невозможно предвидеть, как будет развиваться театр дальше, к какой «священной жертве»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz