Драматический театр Северного флота: 1935 – 2020 : дайджест / МБУК Североморская централизованная библиотечная система, Центральная городская библиотека имени Л. А. Крейна, Информационно-библиографический отдел ; составитель и компьютерный набор: В. Самойлик ; редактор: Ю. Солнцева. – Североморск : [б. и.], 2020. – 196 с. – (К 85-летию театра).
26 заслуженного и народного – он получил в Мурманске. Многие пьесы Шойхет брал, как говорят в театре, на Простякова. Назову некоторые из них: «Беспокойная старость» Л. Рахманова (Полежаев), «Незабываемый 1919-й» Вс. Вишневского (Сталин), «Оптимистическая трагедия» (Вожак), «Мещане» М. Горького (Бессменов), «Когда мертвые оживают» И. Рачады (Карбышев), «Отелло» В. Шекспира (Отелло), «Король Лир» В. Шекспира (Лир) и другие. С. Простяков обладал колоритной внешностью: крупные черты лица, великолепной лепки голова, крепкая, выдающая огромную силу, фигура. Одно это выдвигало актера на роли могучих героев. А прибавьте к этому сильный темперамент и актерское мастерство! Воистину – король сцены! Тридцать с лишним лет проработал на сцене флотского театра Сергей Сергеевич Садиков - любимец публики. Его называли «мурманский Жан Маре». Он был на сцене ярким лирическим и социальным героем. Его мужская сдержанность прекрасно гармонировала с эмоциональными всплесками чувств партнерш по театру В. Ячменевой, М. Скоромниковой, А. Журавлевой, М. Гавриловой, В. Затепякиной. Творческий расцвет Садикова приходится на конец 50-х – начало 70-х годов. Именно в эти годы были созданы самые значительные роли актера: Федор («Барабанщица» А. Салынского), Давыдов («Давным-давно» А. Гладкова), Михаил («В день свадьбы» В. Розова), Максимов («За тех, кто в море» Б. Лавренева), Марат («Мой бедный Марат» А. Арбузова), Нил («Мещане» М. Горького), Коломийцев («Последние» М. Горького). Сергей Сергеевич был глубоко предан театру, болезненно переживал его неудачи, до конца своей творческой деятельности оберегал традиции и отстаивал заветы своего любимого учителя И. Шойхета. Участник войны, он трепетно относился к военной теме. В последние годы жизни написал сценарий моноспектакля «Рихард Зорге» и часто с удовольствием выступал с ним перед зрителями. Душой труппы долгие годы был Игорь Григорьевич Москалевский. Талант его не имел четко очерченных границ: писал пронзительные стихи о военной молодости своего поколения, лирические стихи о любви. Был неизменным организатором и сочинителем актерских капустников и вечеров. Но прежде всего он был разносторонне одаренным актером, имеющим в профессиональном арсенале неистощимый запас творческих приемов, созданных его богатой фантазией и огромным жизненным опытом. Он обладал удивительной психологической органикой: в трагическом всегда находил смешное, в комическом – грустное. Оттого все, что он совершал на сцене, откладывалось в эмоциональной памяти каждого зрителя. Лучшие работы И. Москалевского: Джан («Душа солдата» Е. Шатуновского), Дористео («Хитроумная влюбленная» Лопе де Вега), Леонидик («Мой бедный Марат» А. Арбузова), граф Нурин («Давным-давно» А. Гладкова), Эдгар («Король Лир» В. Шекспира), Петр («Мещане» М. Горького)… Прощаясь с коллективом театра перед отъездом в Москву, он сказал слова, оставшиеся в памяти каждого из нас: «Я – счастливый человек. Мне выпала честь пролить кровь, защищая Отчизну от нашествия врагов. Мне выпало счастье быть почитаемым отцом. Я испытал настоящую любовь к женщине, и эта женщина – моя жена. У меня были и есть замечательные друзья и коллеги. И, наконец, я всю жизнь занимался любимым делом – играл в театре, который люблю и который навсегда останется в моем сердце. Желаю и вам, друзья, того же!» И, наконец, последний из славной плеяды звезд первой величины флотского театра прошедших лет – народный артист РСФСР Алексей Федорович Найчук. Природа столь щедро одарила его актерским талантом, что при появлении на сцене, даже не произнеся еще ни одного слова, он заполнял собой, своей аурой все пространство зрительного зала. Красивый и в молодости, и в старости, обладающий оперным, богатейшего тембра голосом, богатырским ростом и истинно русской статью, он мог позволить себе быть скромным в сценических приемах. Ну а уж если работал в полную силу, был, что называется, в ударе, то и партнеры, и зрители оказывались в его полной власти. Он властвовал и царил на сцене. Имя Найчука знали многие… Бессмысленно называть лучшие роли этого актера - это будет почти весь послужной список. Празднование семидесятилетия Алексея Федоровича прошло под рефрен «Виват, король!». В подарок юбиляру театр преподнес адмиральский китель и фуражку, потому что сыграл он на сцене роли от матроса
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz