Драматический театр Северного флота: 1935 – 2020 : дайджест / МБУК Североморская централизованная библиотечная система, Центральная городская библиотека имени Л. А. Крейна, Информационно-библиографический отдел ; составитель и компьютерный набор: В. Самойлик ; редактор: Ю. Солнцева. – Североморск : [б. и.], 2020. – 196 с. – (К 85-летию театра).

20 Продолжительное время театр поддерживал творческую связь с писателем Ю. Германом, который, будучи командированным на Северный флот, написал пьесу «Белое море» и передал ее театру (впоследствии автор создал на основе этой пьесы свой знаменитый роман «Россия молодая», по которому снят известный телесериал). В процессе работы над спектаклем «Белое море» Ю. Герман принимал участие в репетициях, беседовал с актерами о предыстории Северного флота, о далеких петровских временах и первых русских моряках, защищавших северные рубежи России. Эти беседы придали спектаклю, поставленному В. Плучеком, достоверность и психологическую убедительность. Премьера состоялась 14 апреля 1945 года. Почувствовав общность эстетики с коллективом театра, совместно с писателем Ю. Рестом Ю. Герман написал пьесу «У нас на севере», повествующую о жизни экипажей североморских торпедоносцев в период военных действий в Баренцевом море. Этот спектакль, поставленный Г. А. Иофиным, актером театра, имел особое значение, так как это был первый послевоенный спектакль. Премьера его состоялась 22 июня 1945 года. В годы войны с театром так или иначе связали свою творческую судьбу композиторы, командированные или проходившие службу на Северном флоте. Одни писали музыку и песни для постановок театра, другие ездили с труппой на совместные концерты в гарнизоны и базы флота. Часто артисты были первыми исполнителями многих популярных в будущем песен таких композиторов, как В. Оранский, Б. Боголепов, В. Терентьев, Е. Жарковский, и других. Композитор В. Клочков все годы войны руководил музыкальной частью театра. В день десятилетия театра командующий Северным флотом адмирал А. Г. Головко отметил не только беспрецедентную по своим масштабам работу коллектива в военные годы (двадцать одна постановка, две тысячи концертов), но и выдающийся вклад театра в дело приближения долгожданной Победы в Великой Отечественной войне. За боевые заслуги работники театра были награждены 25 боевыми орденами и 30 медалями… Т. Чеснокова На страже Заполярья. – 2000. – 18 октября. – С. 4. (В сокращении) ВО ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВЕ «Бригантина поднимает паруса» …Что же ставил на своей сцене Театр СФ в послевоенные годы? Ответ прост: ставили то, что соответствовало идеологии тех лет. Особенно в 40-50-е годы. В период развертывания «холодной войны» шли «разоблачительные» спектакли о западном образе жизни, в годы торжества теории бесконфликтности в искусстве – спектакли о мелких неурядицах между хорошими советскими людьми и еще более лучшими. К чести театра и его руководителей, нужно сказать, что из этого ряда отбирались лучшие в литературном отношении образцы с преобладанием лирико- романтических настроений. Выполнив «план» по постановке «обязательных» пьес, коллектив театра обращался к классической драматургии. Самым почитаемым в 40-50-е годы драматургом, пьесы которого шли на сцене Театра СФ, был А. Островский. С 1946 по 1960 годы были поставлены: «Горячее сердце», «Не было ни гроша, да вдруг алтын», «Свои люди – сочтемся», «Лес», «Последняя жертва», «Бешеные деньги», «Женитьба Бальзаминова», «Доходное место», «Без вины виноватые», «Не все коту масленица», «Женитьба Белугина», «Светит, да не греет». Театр обращался к драматургии М. Горького («Мещане, «Егор Булычев и другие»), Н. Гоголя («Женитьба») и А. Чехова («Дядя Ваня»). Периодически ставились пьесы западных классиков: «Романтики» Э. Ростана, «Хозяйка гостиницы» К. Гольдони, «Двенадцатая ночь» и «Отелло» В. Шекспира, «Коварство и любовь» Ф. Шиллера, «Собака на сене» Лопе де Вега.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz