Драматический театр Северного флота: 1935 – 2020 : дайджест / МБУК Североморская централизованная библиотечная система, Центральная городская библиотека имени Л. А. Крейна, Информационно-библиографический отдел ; составитель и компьютерный набор: В. Самойлик ; редактор: Ю. Солнцева. – Североморск : [б. и.], 2020. – 196 с. – (К 85-летию театра).

18 последующие десятилетия, поднявшись на сцену, не в силах превозмочь волнение и слезы, шепчущие в микрофон названия спектаклей и имена. …Шли под грохот канонады Накануне первой большой гастрольной поездки в театре, одна за другой, состоялись две премьеры: «Сестры» по пьесе Ю. Германа и «20 лет спустя» по пьесе М. Светлова. На премьерах присутствовал командующий Северным флотом контр-адмирал А. Г. Головко. Его личное внимание много значило для коллектива. В первый месяц войны он буквально спас театр, приняв меры для его возвращения на Север, по его представлению труд работников театра в годы войны получил статус ратного. В городе Кировабаде, который театр избрал своей основной базой на период гастролей в Азербайджане, в гастрольной афише были представлены лучшие спектакли: «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского, «Весна в Москве» В. Гусева, «Последние» М. Горького и, конечно, премьеры сезона. Известие о вторжении фашистов оглушило, вызвало растерянность… Конец колебаниям, смятению, потоку заявлений с просьбами послать на фронт положила телеграмма из политуправления Северного флота с приказом вернуться в город Полярный. В Мурманск ехали долго, пропуская идущие на фронт составы. Чтобы не терять времени даром, решили уже в дороге начать подготовку концертных программ. На больших стоянках выступали на перронах вокзалов перед бойцами, отправляющимися на фронт. Концерты театра пользовались большим успехом на протяжении всех лет тяжелой борьбы с врагом. Эстрадные программы ставились Н. Е. Кретовым, творческий почерк которого отличался яркой фантазией. «Гвоздем» эстрадных программ стали номера в исполнении артистов Н. Е. Волохова, С. Г. Аханова, В. А. Голубева (музыкант оркестра), Е. П. Исаева, Р. М. Киссельмана, особенно шуточный русский лубок с его разнообразием тем и приемов. 24 августа 1941 года газета морских пехотинцев «За Родину» писала: «Первый же концерт стал для артистов первым боевым крещением. В воздухе появились самолеты противника. Впервые в своей театральной практике артисты имели возможность наблюдать превращение зрителей в бойцов. Застучали пулеметы, заухали зенитки… Но вот сигнал отбоя. Роли снова переменились. Артисты снова «на сцене», а зрители бойцы – в «зрительном зале». - Ну, вот, товарищи, - шутит конферансье, - у вас кончилась боевая готовность, а у нас она наступила». Концерты в первое лето войны почти всегда сопровождались неожиданностями. Больше всего докучала вражеская авиация. Однажды, в яркий солнечный августовский день, шел концерт в одной из авиационных частей. Ставили скетч «В отеле». По ходу действия артистка П. Мухаринская «упаковывала» своего партнера (Б. Ильясова) в портплед и затягивала ремнем. Едва она закончила эту несложную операцию, как объявили воздушную тревогу. Зачастили зенитки. Артисты спрятались в укрытие, а Ильясов остался лежать завязанным, и Мухаринская от волнения долго не могла справиться с ремнем. После отбоя Ильясов снова дал себя «запеленать», и скетч, к всеобщему удовольствию, был доигран до конца. В годы войны театр возглавили молодой режиссер В. Н Плучек (ныне народный артист СССР, руководитель Московского академического театра сатиры) и В. З. Радомысленский (впоследствии заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор и директор Школы-студии МХАТ). Индивидуальный творческий почерк с первой же постановки отличал сценографию и режиссуру М. В. Сулимова (в будущем профессор, декан постановочного факультета ЛГИТМиКа, народный артист Каз.ССР). Естественно, что в годы войны театр строил свой репертуар, учитывая интересы фронта. В 1942 году, в период разворачивающегося партизанского движения, совместно с автором

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz