Драматический театр Северного флота: 1935 – 2020 : дайджест / МБУК Североморская централизованная библиотечная система, Центральная городская библиотека имени Л. А. Крейна, Информационно-библиографический отдел ; составитель и компьютерный набор: В. Самойлик ; редактор: Ю. Солнцева. – Североморск : [б. и.], 2020. – 196 с. – (К 85-летию театра).
17 Неудивительно поэтому, что первая же режиссерская работа Морщихина – спектакль «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского – увенчалась успехом. Русский театр, привыкший к психологической литературе, с трудом осваивал героико- революционную драму, где главенствовала тема «народных масс», а в основе конфликта было заложено столкновение идеологий, а не характеров. С. А. Морщихин, добиваясь от исполнителей сугубо индивидуальных характеристик персонажей, общее режиссерское решение осуществлял в духе революционно-романтической драмы, что уравновесило политические требования и творческие задачи. Довольны были все: и зрители, и актеры. Критика единодушно отметила значительный рост исполнительского мастерства не только у Ф. К. Максимовского (Алексей) и Н. Д. Шпрингфельд (Комиссар) – главного дуэта спектакля, но и яркие, талантливые работы артистов П. М. Бородавко (Сиплый), С. Г. Аханова (Боцман), И. Ф. Дурандина (Рябой), В. М. Деньгина (Главарь). В следующей постановке – «На дне» М. Горького – заслуженный артист РСФСР В. А. Лукин, впервые выступающий в роли режиссера, ободренный успехом «Оптимистической трагедии», попытался применить тот же принцип совмещения различных по эстетике задач. Это было явной ошибкой, так как пьеса Горького, что неоднократно доказано практикой ее постановок, не терпит смещения нравственных акцентов в угоду политическим реалиям. В 1940 году театр впервые пробует свои силы в непосредственной работе с драматургом. Виктор Гусев, уже известный в то время писатель, передает С. А. Морщихину новую пьесу «Весна в Москве». Содержание ее не блещет новизной: все те же бодрые советские люди, интриганы- враги. Тем не менее «Весна в Москве» отличается легкостью и даже изяществом слога, удачным юмором, лиризмом в отношениях молодых героев. К тому же, написанная в стихах, она явно снимала угрюмый тонус темы «врагов», что характерно было для большинства пьес того периода. Драматург явно прокатывал свою пьесу в Театре Северного флота перед показом ее в столице. Поэтому и переписывались сцены, вносились изменения в характеристики, менялась форма. «Разведка боем» во флотском театре сработала наверняка – пьеса стала одной из самых репертуарных в течение десятилетия на советской сцене. После новогодних праздников и гастрольной поездки в Архангельск театр приступил к подготовке празднования своего пятилетия. К торжеству была приурочена постановка пьесы Н. Кальдерона «Дама-невидимка» (режиссер В. Д. Бутурлин, художник В. Л. Степанов). Это была первая классическая западно-европейская пьеса в репертуаре театра. На ней, что называется, «отдохнули» от постоянного напряжения цензурой, хотя отмахнуться от социальных мотивов было все-таки невозможно. Видимо, поэтому на первый план был выдвинут плут Космэ, в трактовке режиссера – умный и находчивый простолюдин, которому зрители отдавали свои симпатии. Способствовала этому и талантливая игра актера В. М. Деньгина. Яркая образность сценографии художника В. Л. Степанова, режиссерская изобретательность В. Д. Бутурлина, раскрепощенная в импровизациях и юморе работа исполнителей ролей создали праздничное, веселое действо, выделенное летописцами театра в разряд несомненных творческих удач. В дни юбилея театр устанавливает связь со Всероссийским театральным обществом, в частности, с кабинетом Шекспира и западной литературы, и с самым престижным в СССР театром – МХАТом. Последний, как это было принято, выдвинул в качестве персонального «шефа» народного артиста СССР Леонида Мироновича Леонидова. Работа с выдающимся русским артистом, несомненно, принесла бы коллективу театра пользу, но этому, к сожалению, помешала война. Приближалось лето 1941 года. Театр готовился к своей первой большой гастрольной поездке в южные края, в Азербайджан и гарнизоны Каспийского флотилии. Скромные достижения самого северного театра в мире – что они значили для бурного потока событий и битв огромной страны… Наверное, все-таки многое, если о довоенном Театре Северного флота с благодарностью и сегодня вспоминают его зрители, чудом пережившие все
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz