Драматический театр Северного флота: 1935 – 2020 : дайджест / МБУК Североморская централизованная библиотечная система, Центральная городская библиотека имени Л. А. Крейна, Информационно-библиографический отдел ; составитель и компьютерный набор: В. Самойлик ; редактор: Ю. Солнцева. – Североморск : [б. и.], 2020. – 196 с. – (К 85-летию театра).
16 «Одной из особенностей нашего театра в эти годы была частая смена художественных руководителей и режиссеров. Это отчасти тормозило наше творческое развитие. С приходом каждого нового художественного руководителя необходимо было заново пересматривать свою прошлую работу. Едва сработаешься с одним режиссером, его сменяет другой. Однако для меня это имело и положительное значение. Общение с разными режиссерами позволяло отбирать для себя от каждого из них то, что являлось полезным в работе. Один владел внешним рисунком в решении образа, эффектной мизансценой, другой умел углубленно работать над текстом, достигать внутреннего вскрытия образа…» (Из воспоминаний заслуженного артиста РСФСР Василия Деньгина). К 1939 году театр Северного флота прочно стал на ноги. В составе труппы работали как молодые, так и опытные профессиональные актеры (даже один заслуженный артист РСФСР – В. А. Лукин). Занятия по пластике и танцам, а также постановку танцевальных номеров осуществлял А. М. Добрынин, в прошлом солист ансамбля Балтийского флота. Музыкальную часть театра возглавляли В. Г. Клочков (оркестр) и Б. В. Боголепов (вокальные номера), в будущем известные советские композиторы-песенники. Так в творческих исканиях и небольших пока успехах, в мирных трудах и учебных тревогах проходили дни и годы жизни людей, о большинстве которых вскоре забудут на десятилетия, но которым выпала честь созидателей, ибо они первыми на практически пустом культурном пространстве Крайнего Севера нашей России заложили основы профессионального искусства. Т. Чеснокова На страже Заполярья. – 2000. – 4 октября. – С. 3. ВО ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВЕ … Иголка в стоге сена Коллектив театра впервые познал трудности военного времени не в июне 1941 года, а в разгар театрального сезона 1939-1940 годов. Шла война, которую тогда именовали белофинской. 13 декабря театр получил задание выступить перед частями Красной Армии и Флота, действующими на Петсамском направлении. Судя по сохранившимся документам, артисты в этой военной кампании выступали во втором эшелоне, «щли за солдатами»… В необычных условиях приходилось работать… Об этом ярко рассказывает в своих воспоминаниях актер Ю. С. Добровольский: «Сегодня мы впервые вступили на финский берег. Куда ни кинешь взгляд – везде снег и обгорелые хребты домов, озаренные бликами костров, у которых греются наши бойцы. На специальном автобусе мы двинулись в одну из частей. Добрались до своего «театра» - деревянного шалаша, прилепившегося под самой горой. Не верилось, что в этом убежище придется выступать. Но раздумывать не приходилось, через десять минут концерт начался. Потолок мешает актерам выпрямиться, лампа «летучая мышь» еле светила, лица зрителей смутно вырисовывались из мрака, и лишь оглушительные аплодисменты после каждого номера напоминали, что перед нами множество смотрящих на нас друзей. Вечером дали одновременно два концерта в здании бывшего жандармского управления. Один концерт во втором этаже, другой внизу. Пока наверху играли отрывок из пьесы Н. Погодина «Человек с ружьем», внизу успевал отплясать свой цыганский танец Добрынин»… Прибывшую домой труппу ожидала новость: в театр пришел новый художественный руководитель – Сергей Александрович Морщихин, вынужденно покинувший Мурманский областной драматический театр. Он, пожалуй, был первым в Театре Северного флота постановщиком, имеющим опыт работы с профессиональными столичными труппами.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz